Недостатки, ошибки официальной медицины.
Недостатки, ошибки официальной медицины.
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться22010-04-17 20:33:09
Недостатков много, жалобы принимаются здесь
Поделиться32010-04-20 13:11:02
Пошел сегодня к дерматологу, к которому направил хирург показать дерматит возле операционного шва. На мой вопрос -Можно ли мыть шов? Врач на полном серьезе ответил-Да, можно! Только мочить нельзя.
Больше вопросов у меня не было.
Поделиться42010-05-17 23:19:28
Пошел сегодня к дерматологу, к которому направил хирург показать дерматит возле операционного шва. На мой вопрос -Можно ли мыть шов? Врач на полном серьезе ответил-Да, можно! Только мочить нельзя.
Он же ясно сказал: по сухому можно 
Поделиться52010-05-27 17:37:49
Основные ошибки, допускаемые медицинскими учреждениями (организациями) при оказании медицинской помощи гражданам
Не стоит забывать, что невнимательность медицинского работника и администрации медицинского учреждения, пренебрежение ими некоторыми гласными и негласными правилами, на первый взгляд такое безобидное, может впоследствии привести к очень неблагоприятным последствиям для учреждения или лица, допустившего такое пренебрежение, такие ошибки, тем более в период повышения правовой грамотности населения.
Совсем избежать ошибок не может никто, однако предупредить их допущение вполне возможно. Для этого нужно лишь понимать, что и как можно сделать неправильно и очень стараться этого не делать.
Итак, каковы же основные ошибки, допускаемые в медицинских учреждениях и организациях при оказании медицинской помощи? Повторюсь — здесь не рассматриваются ошибки, допускаемые медицинскими работниками при оказании медицинской помощи (при лечении), т. е. ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей.
Обратимся к «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (далее — Основы).
Ст. 30 Основ очень четко определяет перечень прав пациента. Нарушение каждого из этих прав является неправильным действием, т. е. ошибкой, которая может повлечь за собой различные виды ответственности. Я рассмотрю каждое право пациента и укажу на типичные ошибки, допускаемые в медицинских учреждениях, которыми эти права нарушаются.
Здесь говорить практически нечего, ибо этот аспект деятельности медицинских работников скорее этический, нежели юридический. Достаточно зайти в некоторые районные поликлиники, чтобы понять, насколько «уважительно» относятся к пациентам. Справедливости ради следует заметить, что уровень вежливости медицинского персонала, особенно младшего, за последние годы достаточно сильно вырос.
2. Выбор врача, в т. ч. врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Здесь в настоящее время практически все в порядке, да и соблюдение этого права пациента зависит больше не от администрации конкретного медицинского учреждения, а от политики государства в этой области.
3. Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
4. Проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.
5. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.
За редкими исключениями данное право пациента соблюдается везде. Исключения бывают, но чаще всего они связаны с форс-мажорными обстоятельствами.
6. Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со ст. 61 Основ.
Нарушение этого права пациента — довольно распространенная ошибка в медицинских учреждениях (о врачебной тайне, ответственности за ее сохранность и способах предупреждения ее разглашения мы подробно писали в январском номере журнала).
7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст. 32 Основ.
8. Отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст. 33 Основ.
На этих пунктах остановимся подробнее, ибо они очень важны. Зачастую руководители и врачи-специалисты медицинских учреждений нарушают указанные права пациента из-за банальной лени в оформлении документации и из-за незнания того, как правильно оформить нужный документ. Вместе с тем подобная ошибка чаще всего приводит к привлечению медицинских работников к различным видам ответственности.
14 апреля 2006 г. Департаментом здравоохранения г. Москвы издано распоряжение № 260-р «О внедрении форм документов для правового обеспечения лечебно-диагностического процесса в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях» (Указанное распоряжение можно найти в информационном банке «Консультант плюс 3000. Медицина и фармацевтика».). Данное распоряжение издано «в целях дальнейшего совершенствования организации лечебно-диагностического процесса в ЛПУ Департамента здравоохранения, его правового обеспечения, исключения претензий, в т.ч. и необоснованных, со стороны пациентов и их родственников».
— информационное согласие пациента на лечебную (диагностическую) манипуляцию (процедуру) с примерным перечнем диагностических и лечебных исследований (процедур, манипуляций), для проведения которых необходимо письменное информированное согласие пациента;
Кстати! Настоятельно рекомендую использовать данные формы во всех лечебных учреждениях.
Согласно ст. 32 Основ информированное добровольное согласие гражданина является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства.
В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц ЛПУ.
Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет (для больных наркоманией — 16 лет), и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений о состоянии здоровья (ч. 1 ст. 31 Основ). При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.
Для примера приведем форму информационного согласия пациента на лечебную (диагностическую) манипуляцию (процедуру), утвержденную вышеуказанным распоряжением Департамента (приложение № 6-А).
Согласно ст. 33 Основ гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Основ, т. е. в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет (для больных наркоманией — 16 лет), либо законных представителей лица, признанного в установленном законном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей — судом. Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.
Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.
В развитие сказанного приведу еще две формы документов из распоряжения Департамента здравоохранения г. Москвы от 14.04.2006 № 260-р (приложение № 3-4).
Уважаемые руководители и врачи-специалисты! Не ленитесь заполнять необходимые бумаги. Помните о том, что своевременное наличие необходимого документа может помочь вам сохранить свое доброе профессиональное имя и карьеру!
9. Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст. 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
Довольно распространенная ошибка руководителей и сотрудников медицинских учреждений заключается в том, что они сами зачастую не представляют себе объем прав и обязанностей пациента. Если права пациента еще хотя бы разъясняются Основами (ст. 30), то уж обязанности там не прописаны вообще. О чем это говорит? Да только о том, что медицинское учреждение имеет право самостоятельно устанавливать обязанности пациентов, которые не нарушали бы их конституционные и иные основные права. Так, одно из медицинских учреждений г. Санкт-Петербурга ввело, например, следующие обязанности пациентов стационара, вывесив их на всеобщее обозрение, что считается, кстати, одной из форм доведения правил до пациентов: Вы обязаны:
— курить только в отведенных для этого местах.
За нарушение режима и правил внутреннего распорядка вас могут выписать с соответствующей отметкой в больничном листе.
В связи с этим настоятельно рекомендую руководителям медицинских учреждений доводить до пациентов их права и обязанности (касающиеся широкого круга лиц) путем размещения соответствующей информации на информационных стойках или досках, в уголках защиты прав потребителя, а права и обязанности конкретного пациента в конкретной ситуации доводить до него под роспись отдельно или, еще лучше, в тексте соответствующего договора.
Теперь о том, что касается права пациента на получение информации о состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья и допускаемых в связи с этим ошибках.
Ст. 31 Основ гласит, что каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет (для больных наркоманией — 16 лет), и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением ЛПУ или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным ст. 61 Основ.
В принципе, в законе все указано предельно понятно. Основными ошибками, допускаемыми в лечебных учреждениях, является непредставление пациенту информации или предоставление ее не в неполном объеме, а также непредставление информации в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания. Очень часто врачи-специалисты скрывают от больного и его родственников реальное состояние больного, что приводит впоследствии к соответствующим спорам.
Так если пациент спрашивает: «Доктор, я умру?» — и врач при этом уверен в ответе, то следует ответить правду, не обнадеживая, но и не убивая больного информацией. В своей практике мне пока не приходилось сталкиваться с подобными ситуациями, но совершенно обоснованно предполагаю возможность жалобы или судебного иска от родственников умершего пациента со следующим смыслом: наш отец лечился у вас в стационаре, где и умер. Из-за того, что лечащий врач ни ему, ни нам не сказал, что через несколько дней отец может умереть, мы не подготовились к похоронам и вынуждены были брать деньги на похороны в долг под проценты, а отец не написал завещание, хотя до того, как лег в стационар, неоднократно говорил о желании это сделать перед смертью. Из-за того, что отец не написал завещание, возникли судебные споры между родственниками по поводу наследства, что повлекло за собой большие расходы. Просим возместить. Я, конечно, несколько утрирую, но... Если кому-то из вас известны подобные ситуации — напишите мне. Буду признателен.
10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
Нарушение этого права пациента довольно редко в настоящее время, ибо развитие рынка оказания медицинских услуг в рамках ДМС продолжается и все более расширяется.
11. возмещение ущерба в соответствии со ст. 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
Нарушение данного права пациента медицинскими учреждениями практически не допускается, т. к. не зависит от воли руководителя медицинского учреждения.
12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13. допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в т.ч. на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
Нарушение указанных прав пациента даже сложно назвать ошибкой — скорее это происходит по незнанию либо по пренебрежению. Однако помните, что адвокаты (законные представители) пациентов бывают очень настойчивы и злопамятны и обязательно потребуют письменный отказ в допуске к пациенту. Трижды подумайте, прежде чем написать его, ибо любой документ за подписью руководителя медицинского учреждения или врача-специалиста может явиться основанием для подачи жалобы в надзорные органы или в суд. Что касается священнослужителей, то отказ в их допуске к пациенту противоречит не только нормам закона, но и нормам морали — это очень важно для многих пациентов, так что это вопрос не только медицинского права, но и медицинской этики.
Помните! Согласно ст. 30 Основ «В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд».
Есть и еще одна группа ошибок, которая допускается в медицинских учреждениях, но при этом не относится напрямую к нарушению прав пациентов — ошибки (небрежность) при оформлении первичной медицинской документации.
Основной причиной является пренебрежительное отношение сотрудников медицинских учреждений к составлению и ведению первичной медицинской документации и незнание порядка ее ведения, несмотря на то, что все формы такой документации, за редким исключением, были разработаны еще в СССР и практически не менялись.
Все базовые исходные формы первичной медицинской документации утверждены приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» (далее — Приказ МЗ СССР № 1030). Данный приказ был издан «в целях упорядочения ведения и использования первичной медицинской документации в учреждениях здравоохранения, приведения медицинской документации к единой системе стандартов бланков, обеспечения полноты и достоверности информации, отражающей деятельность учреждений здравоохранения». Этим же приказом (п. 1.5.) запрещено «вводить и использовать формы первичной медицинской документации, не утвержденные Минздравом СССР, и вносить какие-либо изменения в перечень и формы документов, утвержденные Министерством здравоохранения СССР».
Указанным приказом введены формы первичной медицинской документации для стационаров, поликлиник, учреждений судебно-медицинской экспертизы, санитарно-профилактических учреждений, лабораторий в составе ЛПУ и иных лечебно-профилактических учреждений.
Приказ МЗ СССР № 1030 впоследствии дополнялся, утвержденные им формы первичной медицинской документации изменялись. Так, в развитие указанного приказа были изданы: приказ Минздрава СССР от 08.12.1980 № 1230 «О внесении дополнения в перечень форм первичной медицинской документации», приказ Минздрава СССР от 07.08.1985 № 1055 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для учреждений службы крови», письмо Минздрава СССР от 11.04.1988 №06-14/13-14 «О дополнении перечня форм первичной медицинской документации», приказ Минздрава СССР от 31.12.1987 № 1338 «О введении новой формы медицинской карты амбулаторного больного».
Кроме того, утверждены инструкции о порядке заполнения и ведения форм первичной медицинской документации, в которых подробно указывается, какие сведения и в каком порядке должны вноситься в тот или иной первичный медицинский документ. Так, например, документом Минздрава СССР от 20.06.1983 № 27-14/70-83 утверждена Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (без документов лабораторий), утвержденных приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030.
Из относительно недавних документов, регламентирующих формы первичной медицинской документации, стоит отметить приказ Минздрава РФ от 31.12.2002 № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений» и приказ Минздрава РФ от 12.08.2003 № 402 «Об утверждении и введении в действие первичной медицинской документации врача общей практики (семейного врача)».
Таким образом, ведение первичной медицинской документации в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации является, во-первых, обязательным а, во-вторых, гарантирует соблюдение интересов медицинского учреждения в случае возникновения спора с пациентом.
Подведем итоги.
Основные ошибки, допускаемые в медицинских учреждениях (организациях) при оказании медицинской помощи гражданам, можно разделить две основные группы:
1. Ошибки, связанные с нарушением прав пациентов, гарантированных Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
2. Ошибки, допускаемые при оформлении первичной медицинской документации.
Совершение руководством и сотрудниками медицинских учреждений указанных в настоящей статье ошибок, а также несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения первичной медицинской документации значительно усложняет процесс отстаивания интересов медицинского учреждения, делает медицинское учреждение практически беззащитным перед пациентом, а саму вероятность отстоять интересы медицинского учреждения иллюзорной.
Тришин А.П., главный консультант по правовым вопросам ООО «Юриспруденция для медицины», г.Москва.
Поделиться62010-06-30 00:11:42
Вот здесь, в середине сообщения о некоторых недостатках, испытанных, как говорится, на собственной шкуре. Руководство не здравым смыслом, а инструкциями, полное равнодушие , приводят зачастую к более серьезным последствиям, чем ожидание своей очереди. И если человек будет просто пассивно ждать от большинства врачей помощи, у него есть все шансы на то, чтобы этой помощи не дождаться вообще. Но в этой бюрократической машине есть свои слабые места, и если ими грамотно пользоваться, добиться можно многого: и направлений на дорогостоящие обследования и операции и даже выбрать себе грамотного врача, который не будет говорить, что вы свои болячки знаете лучше, подбирайте таблетки сами. Жалко только, что эти знания приходят тогда, когда врачебные ошибки, халатность, уже привели к непоправимым последствиям, в лучшем случае к хроническим заболеваниям, которые хоть как то, но можно лечить....
Поделиться72010-12-07 13:56:19
Главред «Эха Москвы» передал Медведеву копию поста о «геноциде» больных
Президент Дмитрий Медведев ознакомился с записью в «Живом журнале», автор которой сравнивает российскую систему здравоохранения с геноцидом.
Эти материалы передал президенту главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. По его словам, Медведев взял у него бумаги и сказал, что он уже в курсе этой истории.
Пост представляет собой письмо Медведеву. Житель Волгограда рассказывает, как он приехал в Москву для проведения операции его дочери. Шесть с половиной часов ему пришлось провести в очереди для получения справки для госпитализации в Департаменте здравоохранения Москвы. «НА ВСЮ РОССИЮ, МОСКВУ и МОСКВОВСКУЮ ОБЛАСТЬ сидят ДВЕ бабульки и ВРУЧНУЮ пишут справки! ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ, ФЕЕРИЧЕСКИЙ ИДИОТИЗМ», — пишет блогер. Он интересуется, стоит ли президент в очередях по шесть с половиной часов. Между тем рядом в очереди были тяжелобольные люди и старики.
Также автор послания рассказал, что в детской больнице мамам, которым разрешают лежать в палатах с детьми моложе трех лет, приходится спать на двух или трех стульях. После отбоя им приходится также мыть полы в больнице.
«Эхо Москвы» сообщает, что запись также передана мэру Москвы Сергею Собянину.
Новость на сайте «GZT.RU»
=====================================================================================
Москва... А сколько мытарств по всей стране, люди не могут получить ни лекарства, ни направления, ни грамотного обслуживания. Грамотных, настоящих врачей, становится все меньше, больных же, соответственно, все больше.
Ситуация напоминает беспредел и зверства в станице Кушевская, точно то же самое происходит во всех небольших городах, да и в каждом подъезде или доме любого города есть наркоманы и бандиты, которых бояться намного больше, чем в советское время при коммунистах, которых так любят у нас поносить.

