Что значит "к школе готов"
Что дают занятия в группах развития и подготовки к первому классу, и как родителям готовить малыша самим, обсуждаем с педагогом-психологом Татьяной МАЛЮТИНОЙ
По закону ребенок имеет право прийти в первый класс, не умея писать, читать и считать. Ведь именно для того он и идет в школу – всему этому учиться! Но почему-то во время записи в школу детки частенько проходят собеседование. А на собеседовании их просят и флажки посчитать, и написать что-нибудь, и пару строк прочитать. Да и родители с энтузиазмом потянулись за модой раннего развития – чтобы читал-писал в 4 года. Но на самом деле, главное для первоклашки – психологическая готовность к школе, готовность получать знания, готовность отсиживать уроки, общаться с детьми, слушать и слышать учителей.
Моя дочь мечтает пойти в школу. Ждет – не дождется! И я думаю, это потому, что ее никто не грузит – не заставляет читать, учиться, не мучает буквами и цифрами. Мы просто много читаем вслух, рисуем, лепим, разговариваем. И, как считают психологи, это самая лучшая подготовка к школе – развивать, а не грузить учебой.
Где готовят к школе
Мама и малыш
Что значит "к школе готов"
- Все эти книжки прочитать? Готова!
- Все эти книжки прочитать? Готова!
Что дают занятия в группах развития и подготовки к первому классу, и как родителям готовить малыша самим, обсуждаем с педагогом-психологом Татьяной МАЛЮТИНОЙ
Анна ГЕРАСИМЕНКО — 13.08.2010
По закону ребенок имеет право прийти в первый класс, не умея писать, читать и считать. Ведь именно для того он и идет в школу – всему этому учиться! Но почему-то во время записи в школу детки частенько проходят собеседование. А на собеседовании их просят и флажки посчитать, и написать что-нибудь, и пару строк прочитать. Да и родители с энтузиазмом потянулись за модой раннего развития – чтобы читал-писал в 4 года. Но на самом деле, главное для первоклашки – психологическая готовность к школе, готовность получать знания, готовность отсиживать уроки, общаться с детьми, слушать и слышать учителей.
Моя дочь мечтает пойти в школу. Ждет – не дождется! И я думаю, это потому, что ее никто не грузит – не заставляет читать, учиться, не мучает буквами и цифрами. Мы просто много читаем вслух, рисуем, лепим, разговариваем. И, как считают психологи, это самая лучшая подготовка к школе – развивать, а не грузить учебой.
Где готовят к школе
В детском саду
Воспитатели занимаются с малышами, но не учат их писать, читать, а просто развивают навыки, которые помогут деткам стать общительными, научиться рассказывать и выражать свои мысли, воспринимать информацию, владеть карандашом и ручкой. На занятиях в садике ребята садятся за столики и рисуют, клеят аппликации, лепят из пластилина, учат стишки. А это самая лучшая подготовка к школе! Малыш лепит – развивается мелкая моторика пальчиков, учит стишки – развивается речь и память, рисует – развивается воображение, раскрашивает контуры – координация.
Группы кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях
Вы приводите ребенка в садик всего на 3-4 часа. Здесь он занимается – рисует, лепит, поет и т.д. И что очень важно – общается со сверстниками. Если ваш сын или дочка ходят в такие группы, можете не волноваться, школа (так же, как и после детского сада) не будет для него неприятным сюрпризом.
Платные развивающие занятия
Здесь малыша тоже ждут песни, танцы, гимнастика, рукоделие и рисование, а также общение в коллективе.
Подготовительные группы при школах
Их называют группами развития. Занятия тут, как правило, идут три раза в неделю с октября по апрель. Три урока по 20 минут. Ведут уроки школьные учителя, а дети, как правило, по окончании такой группы автоматически переходят в первый класс этой школы. И такие группы – максимально приближенные к школьным урокам. Ведь это и есть школа.
Здесь детям дают навыки счета, чтения и письма.
Выпускник группы развития при школе читает по слогам, считает в пределах 20 и пишет печатные буквы.
Что такое психологическая готовность к школе
Готовность малыша к школе определяется некоторыми моментами. И это не только умение самому переодеваться и совсем не знание алфавита. Главное - психологическая готовность к школе. Если малыш психологически готов учиться, то проблем на уроках и с подготовкой домашнего задания не будет. А вот если не готов, то, как ни заставляй первоклашку зубрить, учить, толку из этого не выйдет. Психологическая готовность к школе – это:
1. Определенное мышление, достаточно развитое для младшего школьника.
Проведите тест: положите перед ребенком задание – лабиринт или путаницу. Смотрите: если ребенок водит по дорожкам лабиринта карандашом или пальцем, значит, у него пока еще наглядно-действенное мышление ДОШКОЛЬНИКА.
Если же следит за лабиринтом одними глазами – значит, уже сформировалось мышление соответствующее ШКОЛЬНИКУ.
2. Умение действовать по образцу и по правилам.
Чтобы это умение развить, очень подходят:
- Игры-бродилки, когда мы кидаем кубик и делаем ходы. Есть правила игры.
- Занятия вместе с родителями. Моете посуду – поставьте рядом тазик с водой, чтобы ребенок тоже мыл посуду, КАК ВЫ. Убираетесь – дайте малышу маленькую швабру или позвольте пылесосить, КАК ВЫ.
- Сделайте из пластилина одинаковые фигурки, нарисуйте одинаковые рисунки. Тогда у ребенка не возникнет в школе вопроса: почему я должен рисовать жирафа, когда хочу изобразить машинку?
3. Умение работать над заданием, которое не нравится.
Неинтересно, но надо! Этому надо научить – пусть ребенок через «не хочу» убирает игрушки. Надо! Определите круг обязанностей малыша дома – чистить зубы без напоминаний, мыться по вечерам, кормить хомяка. Если «не хочу!» слишком громкое, постарайтесь обосновать, почему надо. Игрушки надо убирать, потому что все за собой убирают – и взрослые после рабочего дня убирают свой стол, протирают и выключают компьютер. Можете сначала убирать игрушки вместе, но постепенно сводить на нет свое участие.
4. Умение классифицировать. Отличать животных от птиц, рыб. Раскладывать животных на диких и домашних. В этом вам очень помогут лото и домино с картинками.
«Хочу учиться, чтобы быть богатым»
Поинтересуйтесь у своего дошкольника, почему он хочет в школу? Ведь мотивации к обучению бывают самые разные:
- Если бабушка напугала: «не будешь ходить в школу, придется работать дворником или уборщицей, и денег не будет!» ребенок идет в школу, чтобы избежать нищенской участи.
- Мама как-то обронила в разговоре: «не будешь учиться, никто тебя любить не будет». Для ребенка самое страшное – нелюбовь родителей. Он готов пойти куда угодно, хоть в школу, лишь бы мама его любила!
- Малышу часто говорили: «Ты уже большо-о-ой! Тебе уже пора в школу!» И ребенок идет в школу, только потому, что он уже большой.
- Ребенок, который хочет только играть, ждет школу, потому что там будет много детей, с которыми можно ПОИГРАТЬ.
Но все это не мотивации школьника. Есть лишь один учебный мотив, на который стоит настраивать первоклашку: «Ты пойдешь в школу получать новые знания, там ты узнаешь много нового и интересного». Вот правильный настрой и мотив для обучения!
Не заставляйте получать пятерки
«Ты должен учиться на пятерки!», как мантру повторяют родители. И ребенок всеми правдами и неправдами в школе зарабатывает пятерки. Он все выучит, все сделает на «пятерку», но потом, скорее всего, забудет все, что выучил. Ведь главное для него не то, ЧТО он узнал, а то, какую ОТМЕТКУ ему поставили.
Мотивируйте первоклашку на знания. Читайте что-то вместе и говорите «Ой, как интересно! Как здорово, что мы с тобой узнали все о крокодилах!» И старайтесь все новые знания применять на практике: прочитали о том, что едят белки – идите в парк кормить их.
Чтобы ребенок хотел учиться и читать, читайте сами, ходите в музеи, интересуйтесь всем-всем-всем. Ваш пример – самая лучшая мотивация.
И не забывайте искренне интересоваться и восхищаться тем, что ребенок вам рассказывает. Показывайте, что все, что он узнал – очень ценно и интересно!
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Дети не успевают наиграться!
- Готовых к школе детей сейчас очень и очень мало, - говорит Татьяна Малютина. - И по большей части потому, что малышей слишком рано начинают готовить к школе, учить читать, заставлять писать и считать. А им-то нужно только одно – ИГРАТЬ! Их сажают за стол и дают в руки ручку, а нужно играть с ними в дочки-матери, в магазин, в сказки. До 6,5 – 7 лет любое обучение, именно обучение, может только навредить ребенку. Для малыша 6 лет три урока по 20 минут – это тяжело и много. Если начать УЧИТЬ раньше времени, можно в первом классе столкнуться с двумя проблемами:
1. Ребенку будет скучно на уроках. Он подумает, что все это уже знает, слышал, и, следовательно, не будет слушать.
2. Малыш, которому не дали наиграться, будет и в первом классе играть, превращая карандаши в подводные лодки, а ластики – в машинки.
И та, и другая ситуация приведет к тому, что ребенок на уроках не будет слушать, пропустит что-то важное, будет отставать и не успевать.