Наказание
При оценке поведения ребенка крайне важно учитывать все обстоятельства его проступка. Родители, не готовые полностью отказаться от наказания как от метода воздействия на ребенка, должны выбрать правильную форму наказания с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Если родители считают наиболее эффективным физическое наказание, основанное на страхе перед болью – им необходимо быть готовыми к самым серьезным негативным последствиям от применения этого «метода».
Насколько допустимо физическое наказание?
Метод физического наказания многие родители называют самым «эффективным», а на самом деле он лишь является наиболее простым и даже удобным для них, ведь проявления гнева естественны для любого человека, а вот умение сдержать себя в нужный момент, спокойно объяснить ребенку, в чем он неправ, переключить его внимание, проявить понимание и уважение к нему — требуют серьезных усилий со стороны родителей. Главным мотивом для выбора этого более сложного метода должно стать осознание родителями всех пагубных последствий физического наказания.
Каковы возможные негативные последствия физического наказания?
Ребенок быстро учится бояться не того, что он совершает дурной поступок, а именно наказания за него со стороны родителей. То есть, взрослые получают возможность контролировать поведение ребенка лишь сейчас, сиюминутно, но только ценой страха, который в той или иной форме будет преследовать его потом всю жизнь.
Систематический страх по отношению к человеку, которого ребенок очень любит и всецело от него зависит, формирует у него так называемый базовый невроз. Впоследствии это непременно скажется в неумении устанавливать близкие отношения с окружающими, снижении внутренней самооценки, которая в итоге определяет успешность человека.
Поскольку львиная доля шлепков – следствие неумения родителей контролировать свой гнев, свое неадекватное поведение – они автоматически теряют моральное право требовать от ребенка умения контролировать свои поступки. Ведь сами родители так часто подают детям пример именно такого неприемлемого поведения и отсутствия самоконтроля.
Насколько вредено запугивать ребенка?
Маленьким детям вообще нельзя угрожать, ни в коем случае. Ребенок, запуганный «бабаем», «бармалеем» или обещаниями его "отдать", если он будет плохо себя вести, может впасть в длительную депрессию. Он привык искать защиты у родителей, и вдруг именно от них исходит угроза.
В каких случаях не стоит вообще наказывать ребенка?
Каждый конкретный случай стоит проанализировать, а для этого родителям нужно для начала полностью успокоиться – лишь тогда они смогут разобраться в причинах поступка своего ребенка, дать ему оценку, выбрать модель своего поведения и, возможно, вовсе отменить наказание. Иногда отказ от наказания может быть очень полезным – например, когда набедокуривший ребенок сам осознал свою вину и хочет сам все исправить. Но возможно это лишь если малыш способен самостоятельно оценивать свои поступки и делать собственные выводы.
Оценивая детское поведение, взрослые обязательно должны учитывать их возрастные особенности. Например, что до трех лет мозг ребенка находится в стадии формирования, и малыш не вполне может контролировать свои эмоции и поведение; что кризис двух-трех лет сравним по силе с подростковым; что ложь и выдумки для детей пяти-шести лет являются нормой; что в четыре-пять лет происходит естественное усиление агрессивности малыша из-за гормонального всплеска – и так далее.
Не менее важно быть постоянно внимательным к ребенку, учитывать его физическое состояние: может быть он "вредничает" неосознанно, просто хочет спать, пить, есть, замерз, или кто-то его обидел.
Ребенку важно иметь такой «кусочек пространства» или такое время, когда можно беспрепятственно «выпускать пар» – шалить, пачкаться, беситься.
Можно ли с целью наказания лишать ребенка каких-либо удовольствий?
Это метод можно считать вполне приемлемым, особенно если взрослый заранее проговорил с ребенком, за какие «правонарушения» тот будет лишен каких-либо значимых для него привилегий. Сообщать ребенку о таком наказании нужно без раздражения, крика и агрессии – спокойным, вполне доброжелательным тоном.
Ребенок обязательно должен быть сам согласен с наказанием и считать его справедливым. Если же малыш не видит логической связи между своим проступком и лишением, например, лакомства или воскресных развлечений, он затаивает обиду на взрослых, вину же свою признает лишь формально, или не признает вовсе.
И конечно, ни в коем случае ребенка нельзя лишать еды, прогулок на свежем воздухе, общения с другими детьми.
Какое наказание можно признать эффективным?
Наиболее эффективным является такой вид наказания, при котором ребенок будет охотно своими силами исправлять сделанное им. К примеру, если он разбросал вещи по квартире, нужно убедить их собрать и разложить по местам (Сказав ему, к примеру, что игрушкам "обидно" валяться на полу, или что бабушка устала, ее нужно пожалеть и убрать все самостоятельно); если испачкал одежду или обувь – убедить его самостоятельно вымыть, почистить или застирать ее, а порванную книжку ребенок может склеить вместе со взрослыми. При этом родители должны не грубо заставлять его, а именно побуждать самого ребенка принять это решение. Также взрослые следует обязательно принимать во внимание его возможности. Если малыш в силах исправить то, что он сделал, он сам признает такое требование справедливым, если это слишком сложная для него задача – взрослым стоит помочь ему.
Где можно почитать о наказаниях?
Вред физического наказания очевиден для подавляющего большинства психологов, но родителям стоит постараться получить дополнительные знания, которые могли бы помочь им в сложных моментах во взаимоотношениях с ребенком.
Есть огромное количество качественной и доступной литературы по возрастной психологии, в которой каждый родитель сумеет найти ответы на все самые сложные вопросы по воспитанию детей, особенно если рассматривать такую неоднозначную тему, как наказание.
Знания детской возрастной психологии придают уверенность, помогают родителям избавиться от тревоги и научиться сдерживать раздражение. Из книг, рекомендуемых практикующими детскими и семейными психологами, можно предложить: Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?», Дж. Викофф, Б. Анелл «Да вместо Нет. Послушный ребенок без криков и шлепков», Р.Т. Байярд, Дж. Байярд «Ваш беспокойный подросток» и многие другие.
Очень полезно всем родителям (да и вообще всем вспыльчивым людям) прочесть про техники работы с собственным гневом.
Крайне эффективно также распределить сферы ответственности внутри семьи, это снизит количество форс-мажорных ситуаций, а, следовательно, тревоги и раздражения; как это правильно сделать, можно узнать из книг и пособий по тайм-менеджменту.
Как свести к минимуму количество наказаний ребенка?
Очень полезно сосчитать, сколько раз за день ребенок был обласкан, похвален и сколько раз его упрекнули или отругали. Беглого анализа этого соотношения порой достаточно для справедливого родителя, чтобы в корне изменить стратегию своего поведения.
Необходимо проанализировать самые частые конфликтные (или просто напряженные) ситуации во взаимодействии с ребенком. Написать заранее несколько вариантов развития событий, несколько возможных конструктивных действий, решений. Как правило, к большинству сложных ситуаций можно подготовиться заранее (запастись «мотиваторами» или придумать веселую игру, чтобы вместе с ребенком устранить последствия его шалостей).
Родители не должны слишком переутомляться – первыми от этого страдают дети. Гораздо правильнее иногда попросить помощи у бабушки или других родственников, пригласить няню, взять на работе внеурочный выходной.
Эксперт — Татьяна Дягилева, Семейный психолог
