Через 42 года гибель Гагарина остается загадкой
27 марта 1968 года во время выполнения полета на самолете "МИГ-15УТИ" погибли Герои Советского Союза заместитель начальника Центра подготовки космонавтов летчик-космонавт Юрий Гагарин и летчик-инструктор, командир полка Владимир Серёгин.
Как позже установила созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия, самолет разбился в 10 часов 31 минуту в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области.
Официальные выводы комиссии были засекречены и стали известны только по рассказам ее участников уже через много лет.
Так в 1987 году доктор технических наук Сергей Белоцерковский и летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук Алексей Леонов в опубликованной в журнале "Наука и жизнь" статье рассказали, что они были достаточно размытыми.
Экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.
В ходе разбирательств было собрано 95% частей самолёта. Опознание обоих летчиков было произведено по отдельным фрагментам тел.
Позже был обнаружен бумажник Гагарина с водительскими правами и фотографией Королёва, которую первый космонавт всегда носил с собой. Примечательный факт - на фотографии, которая сейчас находится в Музее ЦПК имени Гагарина, запечатлен Сергей Павлович в Германии, в военной форме, вскоре после освобождения из спецтюрьмы НКВД ("шарашки").
Фактически это был первый из двух контрольных (зачетных) полетов, которые Гагарин должен был выполнить по окончании серии тренировок для восстановления своей квалификации летчика-истребителя.
=====================================================================================
Расследование одной из самых загадочных трагедий прошлого века — гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина и летчика Владимира Серегина — может быть возобновлено. Говоря языком юристов, «по вновь открывшимся обстоятельствам». На возобновлении следствия настаивает бывший сотрудник ГосНИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС Игорь Кузнецов, который в числе других в 1968 году выяснял причины катастрофы самолета «МиГ-15».
Выдвинуто немало версий причин аварии, но на главный вопрос — что же происходило с самолетом и экипажем в последние 68 секунд полета — ответа нет. Кузнецов долгие годы собирал материалы, касающиеся трагедии. За это время технический прогресс шагнул далеко вперед, и Игорь Иванович проанализировал данные с учетом современных знаний. Выводы, которые он сделал, поистине сенсационны: Гагарин и Серегин в момент падения самолета находились без сознания, поэтому и не могли вывести машину из пике. А виной тому — незакрытый кем-то вентиляционный кран в кабине.
27 марта 1968 г. полковник Серегин как инструктор и проверяющий на самолете «МиГ-15» взлетел вместе Гагариным с аэродрома «Чкаловский». Этот полет оказался для них последним. Тщательность обследования места падения самолета и объем собранного материала не имеют аналогов в мировой практике расследования авиакатастроф. Под Киржачом (место падения) было собрано более 90% самолета, тогда как обычно собирают не более 60%. Самый крупный человеческий фрагмент — кисть левой руки Гагарина — был обнаружен в обломках левой панели первой кабины. Среди обломков пола нашли подошвы и часть ботинка.
Медики оказались в чрезвычайно трудном положении: от них требовали установить, кто из пилотов управлял самолетом в последний момент. Тщательный анализ найденных подошв обуви позволил сделать вывод, что самолетом управлял Серегин.
18 августа 1968 года госкомиссия сформулировала заключение о расследовании катастрофы и подготовила текст для публикации в печати результатов работы, — раскрывает секреты 37-летней давности Игорь Кузнецов. — Однако официально эти документы опубликованы не были: начались события в Чехословакии, СССР ввел туда войска, и внимание общественности переключилось на эту тему. Но факт остается фактом: расследование так и не дало ответа на главный вопрос: в чем причина катастрофы? Когда об этом — еще в мае 68-го — доложили руководителю комиссии Дмитрию Устинову, он в сердцах воскликнул: «Да что их, нечистая сила сбила?» И продлил работу комиссии еще на три месяца.
Первые 20 лет тема падения самолета Гагарина фактически была под запретом. Материал, собранный госкомиссией, увидел свет только в 1987-1989 годах в статьях профессора Белоцерковского (ему вместе с космонавтом Леоновым разрешили ознакомиться со сводным отчетом комиссии), опубликованных в технических и справочных изданиях по авиации и, следовательно, малодоступных обывателям. Профессор изложил одну из тех многочисленных версий, которые рассматривала госкомиссия, но признала ее лишь вероятной: она не была подкреплена фактами.
Госкомиссия провела беспрецедентное по объему и глубине расследование, — говорит Игорь Кузнецов, — но камнем преткновения, на котором споткнулась и остановилась вся работа, стала невозможность получения достоверной информации об аварийном участке полета самолета — от момента последнего сеанса радиообмена экипажа с руководителем полетов до точки падения. Эти последние 68 секунд полета до сих пор оставались неизвестными.
Оказалось, что тогдашним научным умам и практикам не хватало знаний. Некоторые параметры, факты, показания приборов специалисты объяснить не смогли, поэтому они остались невостребованными — до поры до времени. И только сейчас оказалось возможным понять, о чем они свидетельствуют и какие процессы отражают. Игорю Ивановичу удалось определить главное — траекторию и параметры движения самолета Гагарина на аварийном участке полета.
Зная, как на самом деле двигался самолет на этом участке, стало возможным понять первопричину и суть аварийной ситуации, оценить действия летчиков в сложившейся нештатной ситуации, определить факторы, которые привели к трагической развязке, восстановить реальный маршрут полета самолета от взлета до точки столкновения с землей.
То, что кабины были не загерметизированы, было установлено еще госкомиссией. Кран вентиляции первой кабины, у Гагарина (всего в самолете два крана — в первой и во второй кабинах), был открыт на 48%. Это значит, что кабина не была загерметизирована с самого начала полета. Летчики узнать об этом могли только на высоте более 2 тысяч метров — по показаниям приборов. Они, видимо, выяснили это, когда делали развороты на высоте 4200 м. Установив, что произошла нештатная ситуация, летчики стали действовать согласно инструкции. Как тогда, так и сегодня они обязаны прекратить выполнение задания, экстренно снизить высоту полета до 2 тысяч метров и вернуться на аэродром.
Траектория показывает, что именно это Серегин с Гагариным и сделали: развернулись, чтобы экстренно снизить высоту полета. Они запросили 320 градусов, т. е. хотели уйти налево. Но развернулись все-таки на курс 180. Это легко объяснимо: слева на высоте 3 тысячи метров работал другой учебный истребитель «МиГ-15». Серегин с Гагариным знали, что туда идти было опасно, — могли столкнуться. Сразу вниз они тоже не могли опуститься: по их расчетам, там прыгали парашютисты — летчики-космонавты под руководством Алексея Леонова. Леонов тогда сказал: «Наши летают!» И оказался последним, кто слышал гагаринский самолет.
Можно с уверенностью сказать, что «нырок» («бочка» с уходом на пикирование, чтобы снизить высоту) сделал Серегин, — говорит Игорь Иванович. — Сделал энергично, правым переворотом. Гагарин еще не был подготовлен к выполнению такого сложного маневра. Только при таком варианте ухода на снижение могли появиться те показания приборов, которые были установлены комиссией.
А дальше произошло непонятное: машина пошла вниз (приборы это подтвердили) и не вышла из пике. Все удивлялись: почему опытнейший Серегин даже не сделал попытки выхода? Ни на 2 тысячах метрах, ни вблизи земли. К сожалению, в 1968 году некоторые параметры конечных условий полета (непосредственно перед падением) были поняты комиссией однозначно. Эксперты посчитали, что летчики слишком поздно попытались вывести машину из пикирования и просто недотянули. Теперь же уверенно можно сказать, что попытки вывода даже не предпринимались.
Что же случилось?
Летчики находились на высоте 4200 м в незагерметизированной кабине более 6 минут, кислородными масками не пользовались — это установила комиссия. Значит, можно говорить о начальном кислородном голодании (гипоксии). Из этих 6 минут 5 на пилотов действовала перегрузка. А потом они начали быстро снижаться, и перегрузка продолжала расти.
В незагерметизированной кабине давление росло лавинообразно. Можно утверждать, что в первые же 5-7 секунд летчики получили так называемый аэродинамический удар: давление в кабине росло со скоростью 9-14 мм ртутного столба в секунду (!), потому что вертикальная скорость снижения была 140-150 м/с — это тоже показали приборы. Представьте, если вы летите в самолете, уши закладывает при снижении 5-7 метров в секунду. А тут все 150! Последствием аэродинамического удара может быть оглушающий эффект или летальный исход. Есть все основания полагать, что в течение первых 3-7 секунд пилоты потеряли работоспособность, и далее пикирование, вплоть до столкновения с землей, продолжалось в неуправляемом режиме. А еще через 22 секунды машина разбилась.
Только в 1991 году медики смогли установить: если летчик оказался в предобморочном состоянии, сознание возвращается к нему через 5-15 секунд, способность оценивать обстановку — через 15-20 секунд, двигательная активность и способность управлять самолетом — через 30-120 секунд. Гагарину с Серегиным просто не хватило времени прийти в себя и вновь начать управлять пикируемой машиной. Игорь Кузнецов считает, что полуоткрытый кран вентиляции первой кабины (это стало причиной негерметичности) и высокую вертикальную скорость снижения при пикировании ни в коем случае нельзя ставить в вину экипажу. Кран могли оставить открытым и техник, и пилот, летавший на этой машине перед Гагариным.
Можно предполагать, что Юрий Алексеевич не трогал этот кран. Летчики восприняли негерметичность кабины как неисправность авиатехники и далее действовали строго по инструкции, — резюмирует Игорь Иванович. — А инструкция того времени не ограничивала величину вертикальной скорости снижения при такой нештатной ситуации. Ограничения ввели только в 1975 году — не более 50 метров в секунду (а они снижались со скоростью 140-150 м/с). И оно действует по сей день.
===================================================================================
Что произошло с Гагариным на самом деле, не рассказали даже его семье, что много лет спустя побудило его мать Анну задаться вопросом, не был ли он убит брежневским режимом. Теория эта жива до сих пор.
Гагарин, на короткое время ставший самым знаменитым человеком в мире, был похоронен у подножия Кремлевской стены рядом с другими известными советскими личностями, такими, как Иосиф Сталин.
С годами теории заговора множились, как грибы под дождем. Начали всплывать и различные официальные теории. Согласно самому грязному сценарию, оба пилота напились водки и потеряли управление. Говорили, что после триумфального возвращения на Землю Гагарину было сложно привыкнуть к пришедшей к нему славе, и он начал пить. Однако в официальном донесении говорится, что в крови ни одного из летчиков не было найдено никаких следов алкоголя.
Другие теории граничили с сумасшествием. Говорили, что его похитили инопланетяне, что он выжил в катастрофе и умер в советской психбольнице в 1990 г., что Серегин убил их обоих, потому что завидовал Гагарину, что Гагарин инсценировал собственную смерть и сделал пластическую операцию, что его сбило ЦРУ. Следователи также высказывали предположения, что самолет столкнулся с посторонним объектом, аэрозондом или стаей птиц, но не нашли на фюзеляже никаких следов, подтверждающих эту теорию. Не нашли они и сбоев в двигателях или системе управления. Короче говоря, катастрофа была окутана тайной.
Так, никто не мог понять, почему два опытных пилота не катапультировались из самолета. В российских СМИ в то время сообщалось, что Гагарин героически остался у штурвала, чтобы помешать самолету врезаться в близлежащую школу, но никаких доказательств этой версии предложено не было. Расследование, проведенное в 1986 г., предположило, что "МиГ-15" был сбит с курса турбулентностью, вызванной сверхзвуковым летательным аппаратом, находившемся в районе.
Это и теория о том, что самолет резко отклонился от курса, чтобы избежать столкновения с аэрозондом, стали общепринятыми версиями события. Большинство доживших до сегодняшнего дня чиновников говорят, что авиадиспетчерская служба местного аэродрома в день смерти Гагарина была в плачевном состоянии. Однако Игорь Кузнецов, член первой правительственной комиссии, бывший советский авиаинженер, выдвинул новую теорию.
"Наконец-то я смог добраться до сути, - сообщил он российским СМИ. - При помощи новейших компьютерных программ я смог восстановить траекторию и точные движения самолета в последние минуты".
"Я полностью воссоздал события 37-летней давности и считаю, что нашел подлинную причину катастрофы". По словам Кузнецова, кто-то забыл закрыть вентиляционную панель в кабине, и в результате в ней упало давление, а летчики лишились сознания. "Судя по всему, - говорит он, - причиной трагедии был человеческий фактор, некомпетентность одного из механиков, готовивших самолет к полету".
Принципиально Кузнецов не исключает возможность злого умысла, что, вероятно, вызовет новые споры о том, не был ли Гагарин убит брежневским режимом. Хотя у космонавта были отличные отношения с Никитой Хрущевым, возглавлявшим государство в то время, когда состоялся исторический полет, его отношения с Брежневым были гораздо прохладнее. Говорят, советского лидера раздражала слава Гагарина, на общественных мероприятиях он чувствовал себя оттесненным на второй план. Брежнев считал Гагарина созданием человека, которого он сверг. Существуют также предположения, что партийные чиновники все больше и больше стыдились поведения Гагарина под влиянием алкоголя и его мнимого распутства. Например, однажды, когда его жена чуть не застала его на месте преступления с медсестрой в Крыму, он выпрыгнул с балкона и сильно разбил лицо.
Легион его верных поклонников заявляет, что эти выдумки распространяют отечественные недоброжелатели и иностранные историки, желающие дискредитировать одну из величайших исторических личностей России. Возможно, это так, но у сторонников теории заговора и у любопытных есть и другие причины полагать, что Гагарин навлек на себя гнев Брежнева.
Считается, что он безуспешно пытался помешать запуску неисправного космического корабля "Союз", в котором в 1967 г. погиб космонавт Владимир Комаров. Это событие в свое время стало огромным конфузом для СССР.
Спустя почти 40 лет после трагической гибели Гагарина, Россия стремится узнать правду. "Авиакатастрофа, в которой погибли наш национальный герой, первый космонавт планеты Юрий Гагарин и его инструктор, остается неразгаданной, а причины их гибели неизвестными, - говорится в петиции, требующей нового расследования. - Официальные выводы до сих пор не были опубликованы, а значит, юридически расследование не было завершено".
Пока неясно, узнаем ли мы когда-нибудь правду о смерти Гагарина, человека, который был принят английской королевой, объехал весь мир и отважился отправиться туда, где до него в буквальном смысле не бывал ни один человек. Сейчас, когда Россия больше чем когда-либо нуждается в героях, способных нести бремя надежд и ожиданий, призраку человека, чье путешествие к звездам длиной в один час превратило его из сына колхозника в советского идола, не суждено остаться в покое.
ВИДЕО http://rutube.ru/tracks/376169.html http://video.mail.ru/mail/rani54/112/4508.html