Деятельность пранкеров в Интернете
Пранк (в переводе с английского «выходка», «шалость») - это телефонные приколы, когда шутник разыгрывает жертву по телефону, при этом записывая разговор. Такие шутники называются пранкерами и их деятельность напрямую связана с Интернетом, поскольку именно там они выкладывают свои записи.
Сейчас пранк-движение стало довольно популярным. Пранкеры имеют собственные сайты, форумы и сообщества на различных сайтах. У них есть поклонники и единомышленники, а также ярые противники. Из записей пранкеров даже делают музыкальные ремиксы, а на жертв пранка создают «фотожабы». Шутки шутками, но со временем объекты издевательств начинают испытывать на себе все последствия виртуального преследования. Их данные разлетаются по Сети как при флеш-мобе, а телефон начинает греться под потоком непрерывных звонков от любителей «пошутить». Кроме того, не все разделяют чужое чувство юмора. Порой шутки пранкеров становятся откровенно жестокими и способны довести жертву до нервного срыва. Записи их разговоров становятся доступны всему Интернету, а значит любой пользователь может скачать их. Никому не будет приятно стать всеобщим посмешищем.
Пранк не всегда был видом киберпреследования, в начале он являлся скорее просто шуткой.
История пранка
Первый пранк в России был записан в 1989 году с Богомоловым Александром Александровичем. Шутники просто ошиблись номером, услышали кучу ругательств и начали частенько звонить деду, записывая разговоры на советский магнитофон. Затем запись была размещена в Интернете, где практически сразу стала популярной. Следующий знаменитый пранк произошел уже в 1998 году с женщиной, получившей прозвище «бабка АТС». Началось все с того, что школьник из Кемерово позвонил на АТС и перепутал номер, попав на злобную старушку. Далее «ошиблись» номером все его друзья и приятели, попутно сделавшие аудио-записи. В 2003 году школьник, ныне известный как пранкер Lexus, сделал свою страничку, на которой размещал свои приколы. Со временем он познакомился с другими пранкерами, в результате чего был открыт сайт пранк.ру. Кроме аудио записей, коллекция шутников стала пополняться видео-материалами. В 2005 году журналисты серьезно заинтересовались пранком. На ТВ стали выходить репортажи, а печатная пресса запестрела многочисленными статьями. Из-за этого пранк-движение стало популярным, им стали заниматься не только энтузиасты, но и самые обычные люди. Звонить начали не только злобным старушкам, но и звездам, вроде Киркорова и Ксении Собчак. Новорожденные пранкеры практически ничего смешного и популярного записать не смогли, а записи с отборным матом пользовались успехом лишь у «избранной» публики. Со временем известные пранкеры канули в лету, повзрослев или просто испугавшись возможного наказания за старые грехи.
Киберпреследование
Времена обычных «смешных» записей, которыми славился молодой пранк, давно прошли. Как только первые аудио-файлы были выложены в Интернет, и движение ушло в массы, оно превратилось из забавной шутки в самое настоящее хулиганство. Многочисленные звонки несчастным старушкам, которые доводили их до истерики, не на шутку возмутили общественность. Однако бороться с толпой неадекватных школьников оказалось практически невозможно. Уверенные в своей правоте, они начали преследовать своих жертв, не только названия им по телефону, но и карауля у подъездов. Многочисленные видео-ролики и «интервью» соседей прочно засели в Интернете, приняв форму самого настоящего киберпреследования. Постепенно из шутки пранк перерос в Интернет-травлю, сопротивляться которой очень сложно.
Самой знаменитой жертвой современных пранкеров стала пенсионерка Зинаида, известная в Сети как «Спидовая бабка». Пранкеры посвятили ей отдельный сайт, который не забывают пополнять свежими видео-записями из жизни своей «любимицы». Однажды она невежливо ответила пранкеру по телефону, после чего звонки посыпались сотнями. Поскольку пожилая дама оказалась весьма нервной, шутники ее особенно «полюбили». В ход пошли преследования родственников и соседей, забеги с видео-камерой, и даже походы к бабуле в гости. Печально, что сама Зинаида и не подозревает, что ее атакуют пранкеры ради того, чтобы выложить свежую запись травли в Интернет. Она уверена, что наглых парней к ней подсылает ее соседка, с которой она издавна враждует. Однажды, устав от преследований, Зинаида сменила номер телефона, однако вскоре пранкеры узнали его, и все продолжилось по-старому.
Еще одна не менее популярная для пранкеров личность это Валерий Тельнов, получивший прозвище «Рак». Престарелый подполковник милиции вышел в отставку, но вместо того, чтобы получить заслуженный отдых, стал жертвой телефонных хулиганов. В отличие от других, Тельнов объявил пранкерам войну, заявил, что не будет менять номер телефона и еще отомстит хулиганам. В результате слег в больницу с инфарктом. К сожалению или к счастью, жертвы пенсионного возрасти доступа в Интернет обычно не имеют. С одной стороны, они не испытывают всех тех унижений, что могли бы, а с другой стороны, они оказываются не осведомлены ради чего на них идет охота.
Отчасти, любая жертва пранкеров и последующего киберпреследования повинна в случившемся сама. Изначальная провокация, заставившая пранкеров обратить свое внимание, идет именно от жертвы.
Как обезопасить себя от пранкеров
1) В любой ситуации сохранять спокойствие.
2) Вежливо отвечать по телефону незнакомым людям.
3) Не поддаваться на провокации.
4) Помнить, что самая плохая жертва – это скучная жертва.
Если Вам стали названивать пранкеры
1) Подключите определитель номера и отвечайте только на нужные вам звонки
2) Удалите или закройте всю возможную информацию о себе из Сети
3) Спокойно реагируйте на все происходящее вокруг, даже если это выводит Вас из себя
4) Обратитесь за поддержкой к друзьям и знакомым
5) Услышав оскорбления или угрозы, немедленно обратитесь в милицию
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Троллинг как вид киберпреследования
Общение в Интернете на специализированных площадках: в блогах, форумах и социальных сетях, точно так же, как и разговоры в реальной жизни, не обходится без споров и конфликтов. Людям в Сети свойственно спорить друг с другом в том случае, если их мнения по тем или иным вопросам расходятся. Зачастую - в зависимости от эмоционального состояния, воспитания и предмета спора - пользователи могут позволить критические высказывания в адрес оппонента, переход на личности и даже оскорбления. А ещё в киберпространстве резвятся пользователи, которым провокации и издевательства над другими, споры и агрессия доставляют удовольствие. Таких людей называют сетевыми "троллями", а их хобби - "троллингом".
"Троллями" в скандинавской мифологии называют враждебных человеку существ, злых, простодушных и очень сильных, способных навредить людям. Интернет-троллей можно охарактеризовать теми же словами, разве что эпитет "простодушный" придется исключить - так как простодушными их никак не назовешь. В сетевой терминологии "тролли" - это люди, которые целенаправленно размещают в Интернете провокационные и грубые сообщения, чтобы оскорбить других пользователей и спровоцировать их вступить в дискуссию. Тролли могут отстаивать любую точку зрения, писать откровенно неприятные вещи, унижать - в общем, делать все для того, чтобы вывести свою жертву из себя.
Троллинг как явление зародился одновременно с появлением и распространением Интернета. Специалисты отмечают, что тролли активно действовали ещё в 90-х годах прошлого века, когда киберпространство было в разы меньше, чем сейчас. Поэтому, чтобы обезопасить себя от общения с такими хулиганами (по большому счету, понятие "троллинг" синонимично понятию "хулиганство"), проще всего научиться узнавать их в лицо и игнорировать.
Где обитают тролли? На тех дискуссионных площадках, где пользователи общаются между собой, так как создавать специальные оскорбительные сайты для троллинга - слишком затратно и тяжело. Гораздо легче обосноваться на каком-нибудь тематическом форуме и целенаправленно травить его участников. Собственно, именно форумы являются основным местом жительства троллей, так как само понятие интернет-форума предполагает исключительно общение, обмен мнениями и дискуссии по тем или иным вопросам. В форумах легче найти жертв, выбрать (или создать) тему, по которой можно «троллить», притвориться обычным пользователем, а при необходимости – зарегистрировать ещё несколько аккаунтов и писать с их помощью.
Блогхостинги иногда называют более современной, усовершенствованной формой форумов. Структура форумов построена так, что один пользователь создает тему для обсуждения (например, задав вопрос), а все остальные присоединяются к дискуссии, отвечают всем и каждому, автору темы или на конкретные комментарии и фразы. В блогосфере все происходит по той же схеме: в качестве создателя тем выступает хозяин блога, «темами» являются его посты, а комментаторов записей можно сравнить с форумчанами.
При этом блогхостинги даже удобнее, чем форумы, так как, читая блог некого пользователя, можно обсуждать самые разные вопросы, не ограничиваясь правилами форума. Однако не стоит забывать и о негативных сторонах такого положения дел: тролли-хулиганы, увы, любят «самовыражаться» в блогах не реже, чем на форумах. Такое «самовыражение» может проявляться в разных формах: тролли ведут блоги с провокационными записями (и дают на них ссылки в других блогах, чтобы обратить внимание общественности), провоцируют пользователей в комментариях к чьим-то записям и так далее.
За примерами далеко ходить не придется: достаточно просмотреть двадцать самых популярных постов дня по версии топа «Яндекса» по блогам (вне зависимости от того, в какой день это сделать). В какой-нибудь из попавших на вершину рейтинга записей (а скорее всего, в большинстве из них) в комментариях обнаружится тролль (а то и не один) – человек, оскорбляющий автора или других комментаторов, пишущий что-то, идущее вразрез с первоначальной записью или обращающий на себя внимание иными способами.
И все бы ничего, но в своем желании хулиганить и издеваться над кем-то тролли очень часто переступают все грани дозволенного, игнорируют любые нормы морали и не считаются ни с чьими чувствами и переживаниями. Троллям ничего не стоит заявиться в журнал к человеку, который пережил трагедию, и расстроить его грубыми комментариями ещё сильнее. Тролли очень любят «горячие» и острые темы: политические конфликты, трагедии, аварии, природные катаклизмы, преступления, войны… И по всем этим темам они непременно скажут другим людям то, что эти люди не хотят услышать или прочитать. Даже если в реальной жизни «сетевые тролли» думают иначе. Даже если то, что они пишут, дико, бесчеловечно и страшно. И в этом кроется главная опасность троллей – никогда не знаешь, как их провокации могут сказаться на жертвах.
Понятие троллинга условно можно разделить на две категории: скрытый и открытый. «Открытый» несложно узнать: пользователь ведет себя агрессивно, высказывается радикально и всячески провоцирует других окружающих на скандал. «Скрытого» тролля распознать не так легко: он действует аккуратно, может вести долгую дискуссию, чтобы разогреть свою жертву, и в конце концов добиться желаемого эффекта.
Зачем пользователи начинают троллить? Причин может быть несколько. Самые распространенные: желание поэкспериментировать, кому-то отомстить, садизм, преодоление собственных комплексов за счет издевательств над другими. Некоторым просто весело.
Кроме того, важно понимать ещё один принципиальный момент: сетевой тролль, провокатор – не профессия. В такой роли может выступить каждый. Да, для некоторых пользователей троллинг может быть хобби, в Интернете (и его российском сегменте, в частности) существуют целые сообщества и форумы, на которых собираются люди, посвящающие свое свободное время в киберпространстве этому, на их взгляд, увлекательному процессу. Они обмениваются опытом, дают друг другу советы, хвастаются удачным «уловом», делятся ссылками на особенно интересные обсуждения и помогают коллегам по троллингу делом.
Но бывает и так, что человека начинают считать троллем в сообществе за его отличающиеся от мнения большинства взгляды, за безаппеляционность, эмоциональность и другие «приметы». Такие люди, возможно, и не задаются целью спровоцировать кого-то на скандал или заставить нервничать. Просто их искреннее поведение и отличие делает их очень похожими на троллей. Отличить троллей от «нетроллей» довольно сложно.
Да и не нужно. Вне зависимости от того, практикует пользователь хулиганство и провокации на регулярной основе или изредка выступает в роли агрессора, его действия все равно можно причислить к разряду кибердоставаний. А с таким явлением для оздоровления виртуальной атмосферы вокруг себя и собственного спокойствия лучше бороться. Ведь тролль может испортить жизнь как одному пользователю, так и целой группе людей, подорвать отношения целого виртуального сообщества. В Интернете давным-давно появилось очень точное высказывание «не кормите троллей», обозначающее, что провокаторов лучше игнорировать.
Самый простой способ избавиться от нападок – не обращать внимания на них. Троллям, которых не замечают, становится не интересно, и после нескольких неудачных попыток привлечь к себе внимание, они ретируются с поля несостоявшегося боя. Однако, в случаях, когда хулиган бросает вызов не одному человеку, а целой группе (например, на форуме или в сообществе), все участники едва ли отреагируют молчанием – обязательно найдется кто-то, кто реагирует острее, чем остальные. В таких случаях следует обращаться модераторам форумов/сообществ с просьбой или требованием повлиять на нарушителя общественного спокойствия: например, пообещать применить в его отношении административные санкции (как правило, заигравшимся возмутителям спокойствия этого достаточно, чтобы образумиться) или применить их сразу (заблокировать аккаунт или лишить каких-то виртуальных полномочий).
Зародившееся почти 20 лет назад явление троллинга, как уже упоминалось выше, с распространением Интернета становится все более популярным явлением. С троллем хотя бы раз в жизни сталкивалось каждое онлайн-сообщество, каждый пользователь Сети. К сожалению, истребить это явление невозможно, как нельзя избавиться от многих «пороков» общества в целом и некоторых людей в частности. И со временем оно будет только расширяться. Именно поэтому важно знать о нем, быть готовым отразить атаку, реагировать на агрессию со стороны других интернет-пользователей максимально спокойно, и, по возможности, её игнорироват
