Виртуальные лабиринты: что скрывается в них, и как защитить ребенка от компьютерной зависимости
- Бей его, бей! Давай, мочи!
- Да что ты, стреляй, заходи справа!
- Ты отнял все мои жизни! Я тебе отомщу!
В этот момент к шумной компании, играющей в компьютерную игру, присоединяется двухгодовалый малыш:
- Моти его, моти…
Не правда ли, знакомая ситуация? Многим родителям приходилось наблюдать подобную картину. Сейчас, во время летних каникул, компьютерные игры и мультфильмы, пользуются особенной популярностью. Как быть родителям? О виртуальной зависимости читателям нашего журнала рассказывает тольяттинский социальный психолог, к. соц. н., доцент кафедры социологии Тольяттинского государственного университета Татьяна Иванова.
psiholog.jpg
Подростковая игромания
- Татьяна Николаевна, мы живем в такое время, когда компьютер и телевидение являются неотъемлемой частью нашей жизни. Различные компьютерные игры, фильмы, мультфильмы часто критикуются. Справедлива ли такая критика?
- Дело в том, что новые технологии одновременно с прогрессом приносят в жизнь человека стресс. И он особенно опасен для детей.
- Получается, все это стоит запрещать?
- Конечно, нет. Детям вообще нельзя что-либо абсолютно запрещать. Компьютерные игры, видеофильмы, безусловно, развивают детей. Просто необходимо выделять для таких развлечений определенное время. Но сегодня можно говорить о таком распространенном заболевании как игромания.
- И в каком возрасте дети чаще всего попадают в компьютерную зависимость?
- Иногда она возникает даже в пятилетнем возрасте, особенно часто ей страдают подростки. Потому что этот возраст - сложный переход от детства к юношеству. Главное в этом возрасте реализовать себя в кругу авторитетных сверстников. К сожалению, некоторые стараются реализовываться в виртуальной среде.
- И чем же плохи компьютерные игры?
- Многие игры мешают формированию пространственной ориентации ребенка – герои перемещаются во времени, попадают в иные миры. К тому же стоит обратить внимание на голосовую тональность игр – она нарушена, и поэтому способствует формированию агрессивности у ребенка. На фоне такой зависимости могут возникнуть самые разные заболевания – шизофрения, энурез…
- В течение какого времени ребенку можно разрешать находиться возле компьютера?
- Вообще специалисты советуют ограничивать это время до пятнадцати минут. Я не только психолог, но и мама, поэтому понимаю, что сделать это не возможно. Детям до десяти лет советую играть примерно до получаса в день, затем время можно увеличивать примерно до часа.
Папа Римский рекомендовал советские мультфильмы
- Как у детей дошкольного возраста, так и у подростков, есть еще одна привязанность – мультфильмы. В каком возрасте ребенка стоит с ними познакомить?
- Лучше всего оградить ребенка от телевизора до трех лет. Причем очень важно контролировать то, что смотрит ваш малыш – лучше делать собственную подборку мультфильмов.
- Татьяна Николаевна, какие мультфильмы вы рекомендуете родителям?
- Конечно, отечественные советские мультфильмы. Приведу интересный пример. Еще в 1991 году Папа Римский сказал, что рекомендует всем смотреть российские мультфильмы, потому что именно они способствую тому, чтобы ребенок рос психически здоровым.
- Насколько я знаю, у отечественных и зарубежных мультфильмов различная цветовая гамма?
- Совершенно верно. Российские мультфильмы отличаются разнообразием естественных красок. В них присутствуют, как называл психолог Люшер, основные цвета: синий, красный, желтый и зеленый. В зарубежных мультфильмах - много неестественных флюоресцентных цветов, которые нарушают психо-эмоциональное состояние ребенка. К тому же у героев зарубежных мультфильмов очень высокая двигательная активность, поэтому ребенок после просмотра может быть возбужденным.
Хочу быть… старухой Шапокляк
- Наверное, лет девять назад резонанс в среде психологов вызывал мультфильм «Телепузики». Одни говорили о том, что это замечательные персонажи, которые знакомят ребят с окружающим миром. Другие критиковали их за неузнаваемость. Сегодня популярны «Смешарики» и «Лунтик». Как вы относитесь к этим сериалам?
- В психологии много тестов, которые диагностируют развитие интеллекта ребенка – одним из критериев является шея. Если мы с вами визуально проанализируем героев этих мультфильмов, то увидим различные нарушения в построении тела героев. У детей идет нарушение восприятия человеческой формы, а это препятствует интеллектуальному развитию ребенка.
- А как же быть с советским персонажем – Чебурашкой? Он ведь тоже имеет округлые формы…
- Да, у него тоже практически нет шеи. Но режиссер-художник делает акцент на ушах сказочного героя. К тому же этот мультфильм отличает качественная речь персонажей, здоровая двигательная активность героев и экологичная цветовая гамма.
- А такой отрицательный персонаж как Шапокляк ни является для детей примером для подражания?
- Это любимый многими детьми персонаж. Если малыши в чем-то и подражают ей – ничего страшного, детям полезно проигрывать различные эмоции. Вполне нормально, если ребенок примеряет роли, главное, чтобы он не копировал агрессивное, разрушительное поведение. Родителям необходимо контролировать время просмотра мультфильмов. 20-40 минут – такого времени вполне достаточно для ребенка.
- Татьяна Николаевна, как все же помочь родителям защитить детей от постоянного путешествия в виртуальных лабиринтах?
- Во-первых, нужно организовать время ребенка. По возможности стоит развивать его музыкально и физически. Во-вторых, чаще обнимайте его. Пусть он знает, что может быть успешен в реальности, и тогда не станет стремиться в виртуальные миры. Всегда рекомендую родителям книги отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтор «Общаться с ребенком. Как?» и польского педагога Януша Корчака – его работа так и называется «Как любить ребенка». Он посвящает эту книгу всем родителям.
Подготовила Марина Демидова
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мой сосед отнес компьютер на помойку, когда его сыну исполнилось 5 лет, в 3 года, он, так же как и моя дочь, знал все клавиши. Агрессивные игры сделали из ребенка психа. Сейчас все хорошо, ребенок опять стал ребенком, веселым, озорным, чутким мальчуганом.
Своей дочери я теперь вообще не даю подходить к компьютеру, и ребенок тоже изменился на глазах. Отучал постепенно, ограничивал время по будильнику, удалял игрушки- бродилки, где коровы, черепахи и другие персонажи собирают денюшки, камешки, борются с монстрами. Затем убрал и обучающие игры, часть из них можно было и оставить, но пусть ребенок отдохнет.....




