Сорвалось: дееспособная ГЛОНАСС вновь откладывается
Россия попыталась завершить формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС выводом последних трех космических аппаратов, но потерпела неудачу. Из-за сбоя при очередном запуске ракеты-носителя "Протон-М" завершающего аккорда не прозвучало.
Этого события долго ждали – ведь создать свою навигационную систему пытались еще в советское время. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту в октябре 1982 года, а к 1993 году орбитальная группировка составляла уже 12 спутников. В 1995 году число спутников достигло штатного состава – 24, но и вследствие малого срока службы уже в 2001 году число функционирующих аппаратов вновь снизилось до 6. В 2001 году за ГЛОНАСС снова взялись, и была принята Федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система", включающая планы завершить формирование системы к 2009 году.
Поскольку финансирование этой программы росло по мере ее реализации, каких-то успехов удалось добиться. В 2007 году были успешно запущены 6 космических аппаратов нового поколения "Глонасс–М", отличающихся повышенной точностью. Кроме того, с 2011 года предполагается запускать новейшие спутники "Глонасс-К", срок службы которых составит 10 лет. Перевод орбитальной группировки системы глобального позиционирования ГЛОНАСС на эксплуатацию модернизированных спутников типа "Глонасс-К" позволит довести ее точность до нескольких десятков сантиметров, обещают разработчики. Сейчас они проходят летно-конструкторские испытания.
По данным ЦНИИ машиностроения, по состоянию на 5 декабря 2010 "в составе орбитальной группировки системы имелось 26 спутников, из них 20 использовались по целевому назначению, два находились в орбитальном резерве, четыре - временно выведены на техобслуживание. Для того, чтобы навигационный сигнал системы ГЛОНАСС непрерывно принимался на всей территории России, необходимы как минимум 18 работающих спутников, в глобальном масштабе - 24.
Как ранее отметил вице-премьер РФ Сергей Иванов, объем инвестиций в создание системы навигационной системы ГЛОНАСС с момента ее создания составляет 60 млрд руб. Кроме того, по его оценкам, основные проблемы у системы находятся "не в космосе, а на земле". Среди таких проблем вице-премьер назвал отставание российской микроэлектронной промышленности, что создает трудности в компонентной базе, а также проблемы в создании электронных карт.
Как видим, не только в картах дело, а неудачный запуск "Протона-М" помешал России завершить амбициозную задачу. В связи с этим неприятным событием президент России Дмитрий Медведев "поручил генеральному прокурору Юрию Чайке и руководителю контрольного управления администрации главы государства проверить расходование средств на реализацию программы создания российской навигационной группировки ГЛОНАСС". Кроме того российский лидер потребовал "провести проверку утраты трех спутников группировки ГЛОНАСС и представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему".
Наиболее вероятной причиной неудачного запуска ракеты-носителя "Протон" специалисты считают ошибки в математическом обеспечении. Об этом сообщил сегодня источник в ракетно-космической отрасли. Итак, ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком ДМ и тремя космическими аппаратами типа "Глонасс-М" стартовала 5 декабря в 13:25 мск с космодрома Байконур. Примерно в 13:35 мск орбитальный блок в составе разгонного блока ДМ и трех космических аппаратов отделился от ракеты-носителя и вышел на суборбитальную траекторию. Дальнейшее выведение космических аппаратов на целевую орбиту должно было осуществляться за счет двух включений двигателя разгонного блока. По не понятным пока причинам, по имеющимся данным, спутники вместе с разгонным блоком упали в Тихий океан.
В чем причина неудачи, пока однозначно утверждать нельзя. Вероятно, нештатно сработала ракета-носитель, которая отклонилась от траектории и вывела орбитальный блок на нерасчетную, более высокую орбиту. По другой версии, произошел сбой в работе системы управления разгонного блока, из-за чего вектор тяги при первом включении двигателя оказался ориентированным в неправильном направлении. "Если ракета не смогла вывести спутники, то проблема, ясно, - в разгонном блоке, - сказал С.Иванов. - Космические аппараты здесь не при чем".
Точную причину произошедшего установит госкомиссия. Стоит отметить, что произведенный запуск "Протона" был 11-м для ракет-носителей этого типа в 2010 году, и десять предыдущих запусков были успешными, в том числе два запуска с выведением шести космических аппаратов системы.
Напомним, что планы с вводом ГЛОНАСС в эксплуатацию у властей были самые серьезные. Не так давно было объявлено, что все новые автомобили, продаваемые на территории РФ, с 2012 г должны быть оборудованы технологией ГЛОНАСС. И как сообщил журналистам С.Иванов, соответствующее постановление правительства РФ будет принято до конца 2010 года. Покупатели будут иметь выбор, устанавливать ли соответствующее оборудование на приобретаемые ими автомобили, подчеркнул вице-премьер. Однако, по его прогнозам, "до 90 проц потребителей все же сделают выбор в пользу автомобилей, оборудованных системой навигации". Есть у властей и другие идеи: пошлины на импорт в РФ мобильных телефонов и навигаторов без ГЛОНАСС могут составить до 25 проц. "Так, чтобы потребитель слегка почувствовал разницу", - добавил С.Иванов, подчеркнув, что запрета на ввоз подобной продукции не будет.
Усилия властей по популяризации российской системы понятны: слишком много сил и средств вложено в логически сложный проект. Кроме того, как отметила в рамках недавней пресс-конференции председатель рабочей группы по разработке социальных стандартов и развитию системы социальной защиты населения Александра Очирова, речь идет о национальной безопасности, и любое государство заинтересовано в том, чтобы центр управления системы находился на его территории.
Правительственные идеи оптимизма у автовладельцев не вызвали – неработающая пока ГЛОНАСС, представлялась им "котом в мешке". Кроме того, известно, что приемники российской системы более громоздки и более энергоемки в сравнениями с GPS–решениями. В качестве аргумента противники мер приводили тот факт, что система глобального позиционирования, это, первую очередь, чисто военный проект, реально необходимый только вооруженным силам. Обычным гражданам ГЛОНАСС не нужен, поскольку им достаточно уже существующего GPS, за который платят американские налогоплательщики.
В спор защитников проекта и скептиков вмешались обстоятельства – видимо, популяризацию российской навигационной системы придется отложить - ведь у Роскосмоса сейчас другие задачи.
Источник