САМАРСКАЯ МИЛИЦИЯ ДОМА

Объявление

©

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Притчи

Сообщений 151 страница 180 из 216

151

Источник света

— Скажи Учитель, что такое «Любовь»?

— Любовь — это Суть и Свет Бога, дающий Жизнь всему сущему и составляющий Основу всего Бытия. Что свет Солнца для мира плотных форм, то Любовь — для мира Духа.

— Но ведь свет Солнца, наталкиваясь на препятствие, создаёт тень! Может ли Свет Бога создавать тень?

— Да. В мире Духа тоже имеются препятствия для Света Бога.

— Что это за препятствия?

— Всё то, что затемняет наши души и противоположно природе Бога: зависть, злоба, эгоизм, тщеславие, обиды, чувство вины и самое главное — страх.

— А ненависть?

— Ненависть — следствие страха. Где возникает страх, там сначала возникает тень от Света Бога — не-любовь. Ненависть — это наши эмоции, порождаемые в нас, когда мы смотрим на эту тень.

— Что нужно сделать, чтобы не видеть эту тень?

— Обратить свой взор к Свету. Когда ты смотришь на источник Света, тень всегда находится позади тебя. Тень — это то, что противоположно Свету. Пока твоя душа не будет абсолютно чиста, она всегда будет являться для него препятствием. Но до тех пор всё будет зависеть от того, куда устремлён твой взор.

— Но если тень — это то, что противоположно Свету, а Свет — это Любовь-Бог, то тень — это Сатана — противник Бога?!

— Да, ты прав. Сатана — это то, что ты видишь, когда смотришь не на Бога.

— Значит, Сатана — это то, что я порождаю сам, как душа, затемнённая своими недостатками!?

— Да. Сатана — это твоё собственное порождение. Когда ты полностью очистишь свою душу, Свет Бога станет свободно проникать через тебя, и ты больше не увидишь свою тень — Сатану. Куда бы ты не смотрел. Но пока ты ещё не очистил свою душу, ты будешь его видеть. А пока ты его будешь видеть, ты снова будешь испытывать перед ним страх. Этот страх ещё больше будет затемнять твою душу, делая тень-сатану ещё отчётливее и реальнее, что в свою очередь станет причиной ещё более сильного страха.

— Значит, Сатана всё-таки существует?

— Нет.

— Но ведь ты сам говоришь, что он есть?

— Он есть, но он не существует. Существует лишь то, что обладает самосущностью. Тень же возникает лишь там, где имеется препятствие для Света. Тень — это ведь просто отсутствие Света. Всеми остальными негативными качествами ты её наделяешь самостоятельно — в силу своего затемнённого разумения.

В каждой душе ты можешь видеть и добро, и зло одновременно. Добро — это Свет Бога, освещающий душу. Зло — это тень, отбрасываемая этой душой — соответственно степени своей чистоты.

— А что будет, если на кого-то упадёт моя тень?

— Это будет наихудшее, что ты сможешь увидеть в других. Душа, на которую упадёт твоя тень, перестанет отбрасывать свою собственную. Ты уже не будешь видеть её достоинства и недостатки — ты будешь видеть в ней, сам того не подозревая, исключительно свои недостатки. А, не увидев в ней Света, ты примешь её за слугу тьмы. Ты можешь испугаться и даже возненавидеть её, не догадываясь, что всему виной — ты сам.

— Учитель, ты говорил, что когда я полностью очищу свою душу, Свет Бога станет свободно проникать сквозь меня. Скажи, я перестану существовать?

— Нет, ты просто станешь чистым духом, подобием Божиим.

— Но, ведь даже став чистым духом и перестав видеть в других свои собственные недостатки, я всё ещё смогу видеть достоинства и недостатки других?

— Да. Свет станет беспрепятственно проходить сквозь тебя — ты станешь просветлённым. И хотя ты больше не увидишь Сатаны, ты всё ещё сможешь видеть достоинства и недостатки других людей.

— Что же мне необходимо сделать для того, чтобы больше никогда не видеть недостатки других?

— Самому стать Источником Света.

+1

152

Вождь и два товарища

Африканская притча

Два молодых человека отправились к вождю просить у него одежду. А по дороге один и говорит:

— Всё же самый великий из всех — бог.

Но другой ему возразил:

— Нет, самый великий из всех — вождь.

Вот приходят они к вождю и просят:

— Дай нам одежду.

А второй взял да и выдал товарища:

— Знаешь, что он сказал в пути? Он сказал, что самый великий на свете — бог. А я утверждал, что самый великий — ты!

Вождь велел слуге принести два одеяния: одно целое, а другое — изорванное. И целое дал тому, кто его восхвалял, отрепья же дал второму.

Получив то, что просили, молодые люди ушли. А вождь приказал своим слугам догнать юношей и убить того, кто, по его мнению, недостаточно возносил вождя. Но по дороге молодые люди поменялись одеждой, и слуги убили человека в отрепьях, а это как раз и был тот, который хвалил вождя. Когда вождь увидал, что тот, кто говорил о величии бога, остался жив, а тот, кто утверждал всесилие вождя, мёртв, он сказал:

— Значит, бог и впрямь самый великий на свете.

+1

153

Вождь и четверо его сыновей

Африканская притча

Жил когда-то вождь, у которого было четверо сыновей. Старший получил имя Мафембере, Предсказывающий, второго брата звали Маньювире, Ныряющий, третий был назван Мавунганидзе, Соединяющий, а самого младшего звали Мамутсе, Оживляющий. Людей удивляли эти имена — ведь они обозначали очень трудные дела, которые предстояло совершить в будущем этим четырём сыновьям.

Однажды вождь взял свой лук и отправился на охоту. Когда он бродил по дикой местности, то случайно упал в воду и утонул. Его сыновья не знали, куда отправился их отец, но думали, что он вернётся домой с богатой добычей.

Однако когда прошло уже много дней, а отец всё не возвращался, Мафембере созвал своих младших братьев и сказал им:

— Я очень опечален тем, что отец не вернулся. Пойдёмте на розыски. Я скажу, где погиб отец, — ведь моё имя говорит об этой моей способности.

Маньювире сказал:

— Ты правильно говоришь. Если ты укажешь место, где погиб отец, я смогу нырнуть, в том случае если он упал в воду.

— Если вы, мои старшие братья, сделаете это, — сказал Мавунгапидзе, — я смогу соединить все части его тела.

А самый младший, Мамутсе, сказал своим старшим братьям:

— Если один из вас укажет место, другой нырнёт, а третий соединит все части тела, я смогу оживить отца, так как моё имя — Мамутсе.

И сыновья отправились по следам отца. Когда они подошли к реке, Мафембере указал яму, в которую упал отец. Когда они подошли к яме, Маньювире нырнул в воду и вынырнул на поверхность со всеми костями отца. Мавунганидзе соединил все кости вместе, как и следовало соединять. Когда Мавунганидзе закончил свою работу, Мамутсе вернул отца к жизни, и он начал ходить и говорить.

Все родственники вождя и его люди очень обрадовались тому, что сделали сыновья вождя, однако они не могли решить, кто из них отличился больше всех: Мафембере, Маньювире, Мавунганидзе или Мамутсе.

+1

154

Два путника

Африканская притча

Два путника с наступлением ночи пришли в одну деревню и, как того требует обычай, явились к вождю, чтобы приветствовать его и попросить о ночлеге.

— Добро пожаловать, о чужестранцы, — сказал им вождь. — Мы приветствуем вас. У нас найдётся и дом, где вы сможете переночевать, и пища, которой вы сможете подкрепиться. Но знайте, что в нашей деревне есть один обычай, сохранившийся с давних времён. Любой может остановиться здесь на ночлег, но под угрозой смерти он не должен храпеть во сне. Запомните это хорошенько. Если вы станете храпеть, вас убьют.

Сказав это, он велел проводить обоих к месту ночлега, и вскоре усталые путники улеглись спать. Но едва они заснули, как один из гостей начал храпеть: «Во, во, во». Его товарищ проснулся. Он услышал звуки храпа: «Во, во, во». И тут же услышал другие звуки: «Чик, чик, чик». Это жители деревни точили свои ножи. Путник сразу понял, что это значит: они готовились убить храпевшего. В тот же миг он сообразил, как спасти своего товарища. В такт звукам храпа «Во, во, во» он стал петь песню:Во, во, лио во! Во, во, лио во!
Мы шли по дороге.
Мы пришли в деревню.
Нам сказали: «Добро пожаловать».
Во, во, лио во!
Во, во, лио во!

Он пел громко, и людям уже не слышен был храп — только песня. Они отложили в сторону свои ножи и стали танцевать. Появились барабаны, зазвучала музыка. Песня сменяла песню, танец шёл за танцем. Все жители деревни: женщины, дети, сам вождь — включились в общее веселье. Всю ночь один чужестранец храпел, другой пел, а жители деревни плясали и веселились.

Утром чужестранцы пришли попрощаться с вождём. Тот пожелал им доброго пути и дал большой кошелёк с деньгами.

— Это вам в награду за ваше прекрасное пение, — сказал он. — Благодаря вам, чужестранцы, мы провели ночь в танцах и веселье. Мы вам очень признательны за это.

С подарком вождя путники покинули деревню. Но в дороге между ними начался спор: как разделить деньги?

— Мне должна достаться большая часть, — сказал тот, что храпел. — Без моего храпа тебе бы и в голову не пришло затевать пение, и мы бы не получили никакого подарка.

Но тот ему ответил:

— Верно. Если бы ты не захрапел, я бы не стал сочинять песню. Но если бы я не запел, тебя бы убили. Жители деревни уже точили свои ножи. Поэтому большая часть должна, конечно, достаться мне.

Так они спорили, спорили, но никак не могли прийти к согласию. И к кому из встречных они ни обращались, никто не мог их рассудить.

+1

155

Должна быть дорога

Африканская притча

Все знают, как трудолюбива белка. С утра до ночи она работала на своём поле и вырастила прекрасный урожай. Она была так занята, что не удосужилась даже проложить дорогу к своему полю, а добиралась до него, просто прыгая по деревьям.

И вот случилось так, что в этих местах охотился паук. Увидел он поле белки, где уже созрел урожай, и очень оно ему понравилось. Поискал он дорогу к полю, не нашёл — и в его хитрой голове тотчас созрел коварный план.

На другой день паук вернулся на поле вместе со всей своей семьёй, и они стали прокладывать к нему свою тропу, завешивая её паутиной так, чтобы казалось, будто они часто пользуются этой дорогой. Потом паучья семья принялась убирать зрелые колосья и уносить их. За этим занятием застала их белка.

— Кто вам позволил убирать урожай с моего поля? — в негодовании закричала она.

— С твоего поля? — спросил паук. — Почему ты называешь это поле своим?

— Потому что я работала на нём, — ответила белка. — Я расчистила участок, я возделала его, засеяла и заботилась об урожае. А теперь приходишь ты и хочешь его забрать. Это моё поле.

— Тогда покажи, где твоя дорога к нему, — сказал коварный паук.

— Мне не нужна дорога, — ответила белка, — я могу скакать и по деревьям.

— Ах, вот как! Где это слыхано, чтоб кто-то не прокладывал к своему полю дороги? — презрительно возразил паук.

Белка передала дело в суд. Но суд решил, что не может быть поля, к которому не проложено дороги. А так как дорога, несомненно, проложена пауком, значит, и поле принадлежит ему.

Паук с семьёй собрал весь урожай и повёз его продавать на базар. В пути их настигла ужасная буря. Они бросили свою кладь на дороге и убежали искать укрытия от ливня. Как только буря прошла, они вернулись к дороге — и что же там увидели? Большой чёрный ястреб сидел на их добре и, широко раскинув крылья, укрывал его от дождя.

— Спасибо тебе, чужеземец, что ты охранял наше имущество, — сказал ему паук.

— Ваше? — возразил ястреб. — Как бы ни так! Где это слыхано, чтобы такое добро оставляли без присмотра посреди дороги? Вздор! Это мой урожай, я везу продавать его на базар. Будь здоров, паук, и не вздумай мне дерзить.

Сказав это, ястреб поднялся, унося с собой добычу.

+1

156

Зять

Африканская притча

У одного старика была дочь по имени Сангба. Она была очень красива, и за неё сваталось много мужчин. Но когда женихи приходили просить руки Сангбы, отец отвечал каждому, что он получит его дочь лишь в том случае, если сначала сумеет поймать и принести живого оленя. Одни сразу отказывались от невесты, другие отправлялись за оленем, но даже самые быстроногие и умелые охотники каждый раз терпели неудачу и тоже уходили ни с чем.

Но однажды к дому старика пришли два друга, два юноши из дальней деревни и сказали:

— Мы пришли к человеку, у которого есть дочь по имени Сангба.

Старик вышел к гостям и приветствовал их.

— Я отец Сангбы, — сказал он. — Чего вы хотите?

Один из юношей, которого звали Ньила, сказал:

— Я пришёл просить в жёны вашу дочь.

Другой юноша, Сефу, сказал то же самое. Отец им ответил:

— У меня только одна дочь. Вы же пришли за ней вдвоём. Я отдам её в жёны тому из вас, кто принесёт мне живого оленя.

Отправились юноши в лес на поиски оленя. Вскоре они напали на след, потом увидели и самого оленя и что было сил помчались за ним. Сефу, не такой быстрый, как Ньила, скоро отстал от друга и, обессиленный, опустился под деревом.

«С меня хватит, — сказал он сам себе. — Я не собираюсь больше гнаться за оленем ради женщины. Почему я должен доводить себя до изнеможения и вгонять себя в гроб из-за Сангбы? На свете есть и другие женщины, можно найти себе жену гораздо проще. И вообще, что это за сватовство с живым оленем? Я никогда прежде ничего подобного не слыхивал. Останусь здесь и подожду, пока вернётся Ньила». И он заснул.

Проснувшись, Сефу увидел своего друга. Ньила нёс на спине связанного живого оленя и в восторге кричал:

— Вот он, живой олень для старика! Я догнал его и поймал, потому что мне очень нравится Сангба!

Они вместе пошли в деревню и принесли оленя отцу Сангбы. Тот велел его убить и приготовить еду для юношей. Когда олень был готов, старик сказал обоим:

— Берите мясо, друзья. Ешьте, пожалуйста. А потом мы обсудим ваше сватовство.

Когда они поели, отец собрал на совет старейшин деревни и обратился к ним:

— Вы знаете, что у меня есть единственная дочь Сангба, которая мне дороже жизни. Теперь я должен выбрать себе зятя, хорошего, благородного сердцем человека. Эти юноши пришли ко мне и попросили мою дочь в жёны. Я велел им сначала принести мне живого оленя. И вот они вместе принесли оленя, но только одного. Почему один из них вернулся без оленя? Старейшины, я передаю это дело вам. Решите, кому из двоих быть нашим зятем.

Старейшины обратились к юношам.

— Вы пришли сюда вместе, — сказали они, — и оба попросили в жёны Сангбу. Но оленя поймал один из вас. Почему другой вернулся без оленя?

Первым ответил Ньила.

— Мы пришли в лес, — сказал он, — и стали искать оленя, а когда нашли, пустились за ним в погоню. Сефу, мой друг, отстал от меня. Я же был так пленён красотой Сангбы, что продолжал гнаться за оленем, пока не поймал его. Я связал оленя и понёс его назад. Потом я встретил своего друга. Он очень устал и ждал меня, чтобы только проводить сюда.

Потом заговорил Сефу.

— Я никогда ещё нигде не слышал, чтобы для сватовства требовался живой олень, — сказал он. — Но всё-таки я отправился со своим другом поискать его, а может, и поймать, если удастся. Но он так скакал, что я выбился из сил и подумал: не очень-то мне надо загонять себя до смерти. Женщин много, и получить их в жёны легче, чем Сангбу. Я сел под деревом и стал дожидаться Ньилу, чтобы вернуться с ним вместе. Скоро я увидел его с оленем и пришёл сюда, просто сопровождая его. Я не собираюсь больше просить в жёны вашу дочь.

Старейшины посовещались и наконец решили:

— Ты, Сефу, который не стал гнаться за оленем, — ты будешь нашим зятем. Ньила поймал оленя, он упорный человек. Если он захочет кого-то убить, его ничем не остановишь, пока он не исполнит своё желание. Он не обратит внимания ни на упрёки, ни на советы. Если мы отдадим ему нашу дочь и она что-нибудь сделает не так, он станет её бить, не слушая ничьей мольбы. Мы не хотим его в зятья. Сефу — другое дело. Он способен прислушаться к голосу рассудка. И если он поссорится с нашей дочерью, а мы придём их примирить, он сумеет проявить благоразумие. Как ни велик будет его гнев, он сможет себя сдержать. Он добр и кроток. Он наш зять!

+1

157

Испытание ловкости

Африканская притча

У одного вождя было три сына, все трое прекрасные юноши и знаменитые наездники, один лучше другого. Вождь решил разделить между ними своё имущество. Но кому из сыновей отдать большую часть? Собрал вождь своих советников и сказал им:

— Я призываю вас в судьи. Пусть мои сыновья покажут вам свою ловкость в верховой езде. Они оседлают своих коней и встретятся у большого баобаба, что растёт за деревней. А вы смотрите, и кого вы признаете самым ловким, тот получит большую часть моего имущества.

Трое юношей оседлали своих коней и прискакали к назначенному месту. Первым начал старший. Он пустил своего коня в галоп, направил его к баобабу и с разгону метнул в дерево копьё. Копьё пробило баобаб насквозь, а юноша прыгнул в возникшее отверстие вслед за своим копьём. Советники и вождь одобрительно захлопали в ладоши. Юноша поклонился им и ускакал.

Настала очередь второго сына. Он пустил своего коня к дереву, потом натянул удила и перескочил через баобаб, не задев ни единой веточки. И его ловкость тоже была отмечена рукоплесканиями. Юноша поклоном поблагодарил всех и ускакал.

Что мог сделать младший сын, чтобы превзойти своих братьев? Он покрепче уселся на коне, помчался к баобабу и мощным рывком выдернул всё дерево вместе с корнями. Потом, помахивая им, вернулся к отцу и его советникам. Взрыв рукоплесканий приветствовал его. Юноша положил вырванное дерево перед советниками, поклонился им и ускакал.

И советники никак не могли решить, кто же из трёх братьев превзошёл других в ловкости. Кого из них назвать первым?

+1

158

К чему приводит обман

Африканская притча

Некий человек по имени Али собирался в путешествие. А деньги решил спрятать. Он взял горшок, насыпал в него деньги, сверху залил их мёдом и отнёс своему другу Танко.

Прошло два года. Танко, думая, что Али уже не вернётся, решил посмотреть, что в горшке. Распечатал он его и увидел, что мёд испортился. Недолго думая Танко перевернул горшок, и тут из него высыпались деньги. Танко забрал деньги, а в горшок налил свежего мёда и снова запечатал горшок.

Спустя некоторое время возвратился Али и попросил у Танко свой горшок. Распечатал он горшок, но денег в нём не нашёл. Пришёл Али к Танко и сказал:

— Нехорошо делать так, Танко. Если тебе нужны были деньги, я бы и так их тебе дал. Но раз ты взял их без спросу, я требую, чтобы ты вернул их.

Танко стал кричать, что никаких денег он не видел.

Али обратился к судье, но тот отказался разбирать дело, так как Али давал деньги Танко без свидетелей. Тогда Али рассказал обо всём самому эмиру. Эмир велел позвать судью и советников и спросил их:

— Сколько времени мёд может простоять и не испортиться?

— Не больше года, — отвечали они.

— А теперь попробуйте мёд в горшке Али и скажите мне своё мнение, — приказал эмир.

Попробовали они мёд и подтвердили, что он свежий.

— Ты слышал? — спросил эмир Танко. — Объясни же нам, как мёд, простоявший два года, остался свежим?

И эмир приказал вернуть Али деньги, а Танко строго наказал.

+1

159

Как разделить находку

Африканская притча

Однажды, давным-давно, встретились на дороге три человека и пошли дальше вместе. Один нёс в свёртке из больших пальмовых листьев варёное мясо, другой — хлеб из маниоки, завёрнутый в такие же листья. А у третьего ничего с собой не было, только собака, которая трусила рядом. Шли они, шли, наконец устали и остановились. Двое стали развёртывать свои свёртки.

— Есть у меня мясо, да нет к нему хлеба, — сказал один.

— У меня есть хлеб, да нет к нему мяса, — сказал другой.

А третий сказал:

— У меня нет ни хлеба, ни мяса, только вот этот пёс. Но когда трое идут одной дорогой, принято делить между собой еду.

Они уселись все вместе и стали есть варёное мясо с хлебом из маниоки. Довольно скоро от еды у них остались одни листья, в которые она была завёрнута. Листья эти были брошены подальше в кусты, и пёс, который сидел в сторонке, дожидаясь, пока люди кончат есть, кинулся вслед за ними, чтобы облизать и подчистить остатки еды.

Люди отправились в путь дальше. Они прошли некоторое расстояние, и тут владелец собаки сказал:

— Пёс мой куда-то запропастился. Боюсь, он не может нас найти. Вернусь поищу его. Подождите меня.

Те согласились:

— Иди за своей собакой. Мы подождём, — сказали они и уселись у дороги.

Человек вернулся к месту, где они ели, но собаки там не нашёл. Он направился дальше в кусты, куда были брошены листья, и тут увидел свою собаку. Она сидела на остове слона. Человек согнал её оттуда, вытащил слоновый бивень и вернулся к ожидавшим его товарищам.

— Моя собака нашла слона, умершего в лесу, — сказал он им. — Как только мы дойдём до ближайшей деревни, я продам этот бивень и расплачусь с вами за ваше мясо и ваш хлеб.

Но тот, у кого было мясо, ответил сердито:

— Ты не имеешь права продавать этот бивень. Он — часть слона, который принадлежит мне. Если б я не нёс с собой варёного мяса и не бросил в кусты листьев, ни ты, ни собака никогда бы не нашли слона. Так что этот слон мой!

Тогда второй сказал:

— Откуда ты знаешь, за чьими листьями побежала собака, за моими или твоими? Конечно, за моими, в которые был завёрнут хлеб из маниоки. Нет, ты не имеешь права на слона. Он мой!

А третий ответил:

— Оба вы говорите не дело. Слона нашла собака, собака моя, а зачем она побежала, не имеет значения. Слон принадлежит мне.

Но двое других не захотели с ним соглашаться.

— Мы поделились своей едой с тобой и твоей собакой, — сказали они, — и не требовали никакой платы. Если б мы тебя не накормили, ты бы вообще не смог идти дальше, а мы, конечно, нашли бы слона и без тебя. За то, что ты съел, мы с тебя ничего не требуем, но и ты не имеешь никаких прав на слона.

Так они спорили все сильней и сильней и ни до чего не могли договориться. Не смог их никто рассудить и в ближайшей деревне.

+1

160

Красивый слуга

Африканская притча

Рассказывают, что некий человек взял к себе в услужение бедняка. У господина была невзрачная внешность, а слуга был красивым. Так они и жили: один приказывал, другой подчинялся. Но вот настали тяжёлые времена. Была засуха, и много людей погибло. Когда голод кончился, слуга подумал, что из тех, кто знал, что он слуга, никого не осталось в живых. Поэтому он, рассчитывая на свою приятную внешность, сказал господину:

— Это ты мой слуга, а я тебе господин.

Между ними начался спор, и слухи об их споре дошли до одного мудрого судьи. Судья предложил спорящим войти в башню и высунуть из неё в окно обе руки. Затем он, стоя снаружи, крикнул:

— Ну, а теперь определи, где руки слуги, и отруби их!

Услышав эти слова, бывший слуга быстро убрал руки и таким образом выдал себя. Так судья определил, кто из них господин и кто — слуга.

+1

161

Кто кого переспит

Африканская притча

Не далеко отсюда и не близко, в одной деревне жили два знаменитых лентяя. Слава об их лености разнеслась далеко по окрестностям. Каждый из них считал самым ленивым себя. Однажды они поспорили, кто из них крепче спит. Спорили-спорили и решили устроить состязание: кто кого переспит. В судьи позвали старейшин деревни.

Первый лентяй пошёл к себе домой и стал готовиться ко сну. Чтобы не замёрзнуть, он разжёг огонь, лёг рядышком и тут же крепко заснул. А искры от огня попали на сухую соломенную крышу. Крыша загорелась, за ней загорелись стены дома. Но лентяй продолжал спать, ничего не чувствуя. Языки огня уже лизали ему пятки, уже задымилась на нём одежда, а он всё спал. Тут люди встревожились, что он так сгорит, вытащили его, спящего, из пламени и стали катать по земле, чтобы затушить тлеющую одежду.

— Проснись, проснись! — тормошили они его.

Наконец он проснулся и сонно пробормотал:

— Дайте мне немного подремать! Я ещё не выспался.

На следующий день отправился спать второй лентяй. Он улёгся на дороге у своего дома. Тем временем собрались тучи, хлынул ливень, и дорога превратилась в бурный поток. Вода подхватила лентяя и унесла в море. Он даже и не проснулся. В море спящего увидела большая рыба и проглотила его. Рыбу поймали деревенские рыбаки. Они принесли тяжёлую добычу в деревню и там вскрыли ей брюхо. В брюхе лежал лентяй и мирно спал. Люди вытащили его и стали тормошить:

— Проснись, проснись!

Лентяй потянулся и жалобно заныл спросонья:

— Я только успел вздремнуть! Зачем вы меня будите?

Судьи думали, думали и никак не могли решить, кто же кого переспал.

+1

162

Лай и Амаирми

Африканская притча

Однажды Лай и Амаирми вместе гнались за зеброй. Вскоре Лай устал и сказал Амаирми:

— Я устал, понеси меня, Амаирми!

— Хватайся за мой хвост, — ответила Амаирми, — я тебя понесу. А сама подумала: «Понесу его немного, а потом съем».

Лай схватился левой рукой за большой хвост Амаирми, а правой достал свой нож.

— Ты хорошо держишься? — спросила Амаирми. — Я совсем тебя не чувствую.

— Хорошо, — ответил Лай и стал ножом резать ей хвост. — А теперь ты чувствуешь что-нибудь? — спросил он.

— Нет, я ничего не чувствую.

Лай стал резать дальше, пока Амаирми не закричала:

— Ой, что-то меня кусает!

— Это, наверно, мухи, — ответил Лай. — Они облепили твой хвост.

— Что это за мухи, которые так сильно кусают?

— Это такие кусачие мухи, — ответил Лай. — Беги побыстрей, чтобы они отстали.

Амаирми побежала быстрей, а Лай тем временем отрезал ей хвост. Амаирми почувствовала, что ей стало намного легче, и спросила:

— На месте ли мой хвост?

Лай ответил:

— Хвост на месте, но он, кажется, разлетелся в клочья.

— Как же это? — в ужасе воскликнула Амаирми. — Я хочу взглянуть на него.

Она обернулась и закричала:

0

163

Лай и пастух

Африканская притча

Однажды Лаю очень захотелось мёду. Он решил отправиться на поиски, но подумал: «Если я уйду, кто же будет пасти моих коров?» Позвал он к себе одного человека и сказал ему:

— Я должен отлучиться, а мои коровы останутся без присмотра. Не мог бы ты их постеречь?

— Могу, — ответил тот. — А что я за это получу?

— Я дам тебе за это мёду, — сказал Лай.

— Хорошо, — согласился тот. — Только возвращайся поскорей.

Лай отправился искать мёд. Он раздобыл два горшка, вечером вернулся и весь мёд съел сам, а пастуху не дал ничего.

— Где же мой мёд? — спросил его пастух.

— Я сегодня раздобыл только один горшок, — ответил Лай, — и взял его себе.

— А мне? — рассердился тот.

— Подожди, завтра я опять пойду за мёдом, и ты получишь свой горшок.

Пастух ничего не ответил. Но когда Лай на другой день опять отправился в путь, он загнал его коров к себе домой. Ночью Лай вернулся, не нашёл своих коров и отправился к пастуху.

— Где мои коровы? — закричал он.

— Какие коровы?

— Мои коровы остались у тебя.

— Нет, я не видел твоих коров, — ответил пастух.

Лай вернулся к себе домой и стал думать: что делать? Утром он опять пошёл к пастуху и спросил его:

— Где мои коровы?

— Твои коровы у меня, но ты их не получишь, — ответил тот.

— Почему?

— Потому что ты не дал мне мёду. Я пас твоих коров два дня, а мёду не получил.

Тогда Лай пошёл к султану и попросил их рассудить. А султан знал, что Лай большой хитрец. Он выслушал Лая, велел позвать пастуха и спросил ею, как было дело. Тот ответил:

— Я два дня пас его коров. Он обещал мне за это мёду, а сам не дал ничего.

Султан подумал и сказал:

— Коровы принадлежат тому, кто их пас. А ты, Лай, можешь есть тот мёд, которого не заплатил пастуху. На этом и кончим дело.

— Ты плохой судья! — закричал на султана Лай.

Тут его прогнали из дома султана, и он пошёл своей дорогой, а коровы его остались у пастуха.

+1

164

Мужичок-драчун

Русская притча

Один мужичок охотник был драться; зазвал к себе в гости мужика, велел хозяйке собрать на стол, велит гостю садиться за стол.

Тот отговаривается:

— Что ты, Демьян Ильич, беспокоишься напрасно?

Демьян Ильич ему плюху, да и по щеке, и говорит:

— В чужом доме хозяина слушай! Тому нечего делать, сел за стол, потчует его; он ест. Хозяин начал рушать хлеба много.

Мужик и говорит:

— Куда ты, Демьян Ильич, столько хлеба нарушиваешь?

Демьян Ильич и другу ему чику.

— Не указывай, — говорит, — в чужом доме! Делай то, чего хозяин велит.

Мужик не рад стал: ежели потчует — не ест, не слушает Демьяна. Тот его бьёт да приговаривает:

— В чужом дому хозяина слушай!

На эту пору ниоткуда возьмись — другой детина, только в невзрачной лопотине, а парень бойкий, без спросу отворяет ворота, заезжает в ограду; а Демьян вышел на крыльцо, кланяется:

— Милости просим, милости просим! — Охота и этого побить!

Детина — неробкий, снимает шапку и говорит:

— Извини, Демьян Ильич, я не спросился — заехал.

— Ничего, ничего! Милости просим в избу.

Детина вошел. Хозяин и его садит за стол, жене велит ставить ествов, нести хлеба, так и потчует! А детина ест да ест, не перечит. Демьян сколько ни бился — детина ни в чем не перечит: не удалось ему ударить.

Он и потел на проделки, вынес хорошее, самое лучшее платье, говорит детине:

— Скидай то, надевай вот это!

Думает сам: «Ужо-де отпираться станет, я его выколочу». Детина не прекословит, надевает. Демьян то, другое подсунет; детина всё не спорит.

Вывел хорошую лошадь, обседлал в лучшее седло, надел добру узду и говорит детине:

— Садись на мою лошадь; твоя-то худая! Ужо да не станет ли перечить? Детина сел. Демьян велит ехать; тот молчит, понужнул лошадь, выехал из ограды и говорит:

— Прощай, Демьян! Нe чёрт пихал, сам попал! И уехал — поминай как звали: только и было! Демьян посмотрел вслед, хлопнул руками, да и сказал:

— Ну, видно, нашла коса на камень! Дурак же я — хотел побить, да лошадь и пробил! Может, лошадь-то со сбруей-то сот полуторых стоила.

+1

165

Страх богатыря

Русская притча

Шёл однажды добрый молодец Илья Муромец тёмной ночью в сторону города Мурома, по дорожке прямоезжей через леса Брынские. Зашёл уже глубоко и вдруг услыхал он на дереве да на ветвях шорох загадочный. Глядь туда, а там из темноты смотрят на него леденящие всю душу глазища. Мог это быть Соловей-Разбойник разве или смерть сама? Илья Муромец перекрестился и произнес вслух:

— Ежели смерть, то бери меня как есть. А ежели Соловей-Разбойник, то спускайся, да силами с тобою померимся, как честной народ, да люд правдивый!

— Я — не смерть, и уж вовсе не соловей, — молвил голос сверху, — а если отгадаешь три мои загадки, то может быть, и никогда не узнаешь, кто я. Боишься ли? Попытаешь ли судьбинушку?

— А уж отчего бы и не попытать? — отвечал Илья Муромец. — Так и быть, спрашивай!

— Тогда слушай и отвечай сам. Сколько не было бы видно листьев на тех деревьях, коли не сияла бы луна со стороны, где так темно ночью, что хоть глаз выколи?

Призадумался Илья Муромец, и надолго призадумался.

— Хорошо поёшь, Соловей! И не разгадаешь так сразу. А сколько их видно-то там?

Но как глянул он наверх опять, так и замер весь. По ветвям струился вниз божественный, переливающийся волшебством свет.

— Ну тогда скажи мне, — приятнее послышался Илье Муромцу глас сверху, — может ли Жар-птица лететь выше неба, да выше облака белого, да над солнышком ярким, когда над славным городом Муромом дождь хлещет как из ведра, да молнии страшные сверкают?

— Жар-птицу не видывал, но, думаю, кто над облаками парит, тому и дождя не видно.

— Ну хорошо же, добрый молодец, — и тут начал ветер шелестеть да бушевать на ветвях, — тогда отгадывай третью мою загадку. Шёл ночью богатырь через лес, да встретился с неизвестным. Отгадал он две загадки, да про третью забыл совсем, потому как думал всё о луне, да о солнце, да о ветре с дождём, да как по другой стороне, да по блюдечку, да покатилось яблочко, в самую серединку упало, да укатилось от него далёко. А коли скажешь сколько раз обернулось вокруг себя, то, может, и отпущу на волю, а коли не знаешь, так и заберу тебя с собой, да в слугу своего вечного превращу.

Выхватил тут Илья Муромец палицу свою, топнул своей ногою, да так, что вода из-под земли хлынула. Закричал он голосом своим могучим, да так что весь лес содрогнулся, да отозвался ему.

— А ну, проваливай, сила нечистая! Не место тебе тут и загадкам твоим!

Но того уже и след простыл. Посмотрел по сторонам богатырь, и когда не увидел никого, пошёл себе дальше дорожкой прямоезжей в славный добрый город Муром. А за ним — тень его тёмная, как слуга плелась, да как раб, да как тот, кто и думать не умеет совсем, а только по пятам ходит, да по ночам пугает

0

166

Три дня

Русская притча

Однажды волк бежал по лесу, увидел зайчика и говорит ему:

— Заяц, а заяц, ведь я тебя съем!

Заяц стал проситься:

— Помилуй меня, волк, мне ещё жить хочется, у меня дома детки маленькие.

Волк не соглашается. Тогда заяц говорит:

— Ну, дай мне хоть три дня ещё на свете пожить, а потом и съешь. Всё же мне легче умирать будет.

Дал ему волк эти три дня, не ест его, а только всё стережёт. Прошёл один день, прошёл другой, наконец, и третий кончается.

— Ну, теперь готовься, — говорит волк, — сейчас я начну тебя есть.

Тут заяц и заплакал горючими слезами:

— Ах, зачем ты мне, волк, эти три дня подарил!? Лучше бы ты сразу меня съел, как только увидел. А то я все три дня не жил, а только терзался!

+1

167

Древо спокойствия

Даосская мудрость

— О, Учитель, в чём корни спокойствия? — спросил пытливый ученик.

— Корни Спокойствия — в безопасности. Если человеку не грозят смерть или болезни — он спокоен, — отвечал Мудрейший.

— О, Учитель, из чего состоит ствол Спокойствия? — спросил самый умный ученик.

— Ствол Спокойствия — это правильная картина мира, составленная из верных помыслов и лишённая страстей, — сказал Мудрейший.

— О, Учитель, а куда простираются ветви Спокойствия? — спросил любимый ученик.

— Ветви Спокойствия простираются к близким по духу людям, — ответил Учитель, — ибо живущие со Спокойствием обретают Спокойствие.

+1

168

Искусство боя на мечах

Даосская мудрость

Первое достижение в искусстве боя на мечах — единство человека и меча. Когда это единство достигнуто, даже травинка может стать оружием.

Второе достижение — когда меч существует лишь в сердце мастера, отсутствуя в его руке. Тогда можно поразить врага за сто шагов голыми руками.

Но высшее достижение искусства боя на мечах — это отсутствие меча как в руке, так и в сердце мастера. Такой воин пребывает в мире со всем остальным миром. Он даёт обет не убивать и несёт мир человечеству.

0

169

Лёгкое есть верное

Даосская мудрость

Лао-цзы учил: «Хочешь быть твёрдым, сохраняй твёрдость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости. Кто собирает мягкое, станет твёрдым. Кто собирает слабое, станет сильным. Наблюдай за тем, что собирается, чтобы узнать, что придёт: счастье или беда.

Мягкое и слабое — спутники жизни. Твёрдое и сильное — спутники смерти».

0

170

Предел вещей

Даосская мудрость

Перед тем как ослепнуть, глаза разглядят даже кончик волоса.

Перед тем как оглохнуть, уши расслышат даже полёт москита.

Перед тем как притупится ощущение вкуса, язык отличит воду из реки Цзы от воды из реки Минь.

Перед тем как утратить обоняние, нос отличит запах обожжённого дерева от запаха гниющего.

Перед тем как телу окостенеть, человек бежит быстро.

Перед тем как утратить рассудок, сердце легко отличает правду ото лжи.

Причина в том, что, не достигнув предела, вещи не переходят в свою противоположность.

+1

171

Путь, постоянство и счастье

Даосская мудрость

Не имеющее начала, но постоянно рождающее — это путь.

Когда рождённый живым не гибнет преждевременно, хотя и смертен, — это постоянство.

Когда рождённый живым гибнет преждевременно — это несчастье.

То, что обладающий началом неизменно умирает, — это закон пути.

Когда смертный умирает по своей вине, хотя срок его жизни ещё не закончился, — это постоянство.

Когда смертный живёт — это счастье.

Поэтому жизнь, не обладающая назначением, называется путём, и конец жизни, обретённый с помощью пути, называется постоянством.

Смерть, обладающая назначением также называется путём, и смерть преждевременная, обретённая с помощью пути, также называется постоянством.

Когда умер Цзи Лян, Ян Чжу пел, глядя на ворота его дома; когда умер Суй У, Ян Чжу рыдал, глядя его тело. Когда же родится раб, толпа поёт; когда умирает раб, толпа плачет.

+1

172

Краше та, которая нравится

Аварская притча

Привели жениха к родне невесты. Принёс он в подарок барана и сладости. Спрашивают братья невесты жениха:

— Почему ты выбрал в невесты нашу сестру?

И ответил им жених сказкой-притчей.

Давным-давно страшный, огромный дракон-аждаха захватил единственный в Аварии источник. Люди остались без воды. Женщины плакали, дети стонали от жажды. Самые смелые и сильные джигиты набрасывались на чудовище с саблями в руках, но он всех сметал ударами длинного хвоста. Аждаха построил у источника громадный красивый дворец. Огородил его частоколом и насаживал на него головы убитых.

Люди были в отчаянии. Кто же победит страшного дракона?

В то время родился у бедной вдовы сын. Он ходил пить воду из источника по ночам. И набирался небывалой силы, смелости и удали. Видел он, как безобразничал у источника аждаха, и возненавидел его. И поклялся перед всем народом освободить от чудовища страну.

Мать, родственники, соседи и друзья долго отговаривали его:

— Ты только вырос. Ещё молод. Погибнешь во цвете лет. Пожалей себя!

Но юноша сел на коня и отправился сразиться с чудовищем.

Аждаха уже издали почуял его и заревел страшным голосом:

— Это кто осмелился приблизиться к источнику?!

— Я хочу сразиться с тобой, чудовище окаянное! — гордо ответил юноша.

Аждаха загоготал:

— Безумный! Разве тебе не известно, что я не сражаюсь оружием? Ты должен знать, что нет в мире никого, равного мне по силе. Всем своим противникам я задаю только один вопрос. Если он не сможет ответить на него правильно, то я убиваю его одним ударом своего огромного хвоста! А если ты ответишь правильно, то я тут же сам и погибну!

— Хорошо! Я согласен! — отвечает юноша. — Задавай вопрос!

Аждаха громко зарычал, и в окне его дворца показались две женщины. Одна — невероятно ослепительная красавица, другая — обыкновенная простая женщина.

— Которая из них краше? — спросил аждаха.

Юноша посмотрел на женщин и ответил:

— Краше та, которая тебе больше нравится!

— Ты прав! — прохрипел аждаха и испустил дух.

Так Авария была избавлена от чудовища.

Закончил жених сказку и сказал: «Мне ваша сестра нравится!»

— Ты прав! — воскликнули братья невесты.

И произнесли они слова молитвы за молодожёна:

— Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлёт Он тебе Свои благословения, и да соединит Он вас во благе!

+2

173

На ком жениться

Адыгейская притча

Жил один юноша, и было у него две невесты, обе красавицы. Одна была дочерью самого бедного человека в ауле, другая была дочерью самого богатого. И было у юноши два друга. Один из них советовал ему жениться на дочери самого бедного человека. Он считал, что она будет ему лучшей парой, так как её руки не боятся никакой работы. Другой советовал юноше жениться на дочери богатого и говорил, что она рукодельница, строго соблюдает религиозные обычаи, не пропускает ни одного намаза.
Юноша женился на дочери богача. Жил он с женой неплохо. Однажды встретил он своего друга и спросил его:
— Скажи, почему ты не советовал жениться на дочери богатого?
— Потому что я знал: когда она была девушкой, она водила за собой мужчин, — ответил тот. — А кто привык к такой жизни, тот никогда её не оставит.
— Как это может быть, если она так усердно совершает все намазы? — удивился муж. — До сих пор я не замечал за ней ничего плохого.
— А ты проследи за ней, когда она совершает намаз, и, если ничего не заметишь, значит, мои слова ложь, — сказал друг.
И вот однажды поздно ночью жена стала совершать намаз. Муж лёг и притворился, будто спит, а сам стал подглядывать за ней. Думая, что муж спит, жена взяла кумган (сосуд) и вышла во двор. Муж, крадучись, вышел за нею. Она направилась к коровнику и зашла под навес. Тут муж увидел, что в коровнике её ожидал мужчина.
— Кто ночью находится в моём коровнике?! — крикнул он.
Мужчина бросился бежать, а женщина скрылась в доме и заперла за собой дверь.
Когда муж вернулся, жена не пустила его.
— Иди, иди! Возвращайся туда, где был ночью до сих пор, — сказала коварная притворщица.
Пока он пререкался с нею у двери, на шум прибежали муртазаки (караульные).
— Почему ты стоишь здесь ночью? — спросили они.
— Жена не пускает в дом, — ответил он.
— А где он был? — крикнули они жене.
— А спросите его, где он был! Наверное, на каком-нибудь разбое, — крикнула в ответ коварная женщина.
— Мы знаем, где он был! — сказали муртазаки, схватили его и бросили в темницу.
Вскоре затем повели его в один дом, там показали ему зарезанных мужчину, женщину и ребёнка и спросили:
— Кто был с тобой, когда ты убивал их?
— Знать не знаю, — ответил он и отказался признать себя виновным.
Но его недолго думая приговорили к смерти.
— В пятницу отведите меня в мечеть и разрешите совершить намаз вместе с аульчанами. Там я назову сообщников.
Ему разрешили совершить намаз. В пятницу привели его в мечеть, Люди помолились и вышли из мечети. А бедняга сидит да сидит и не кончает намаз. Муртазаки ожидают его. Но тот сам не знает, что делать. Знает одно — без вины его расстреляют. Наконец он устал сидеть, оглянулся — и увидел, что сзади него сидят ещё двое и так же, как и он, усердно совершают намаз.
— Вот мои сообщники! — указал он на них. Муртазаки схватили обоих и увели в темницу. На допросе они признались:
— Правда, убили мы, но того, кто на нас указал, с нами не было, и мы не знаем, почему он называет себя нашим сообщником.
Тогда спросили этого человека:
— Теперь нам ясно, что ты невиновен. Но как ты узнал, что убийцы — эти двое?
Он ответил:
— Тот, кто совершает преступления, всегда усердно молится богу. Вот и сегодня: народ давно кончил намаз, а эти двое, помня о совершённом преступлении, продолжали молиться, умолять Аллаха простить их грехи. Так я узнал, кто убийцы.
Его отпустили. Он вернулся домой и развёлся с женой.

+1

174

Наставления отца

Адыгейская притча

У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему:
— Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь.
Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали разговаривать в ауле, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал:
— Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?
На что мать ответила:
— Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ никогда не здоровайся первым означает — вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ — каждый вечер кушай сладкое означает — проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ — каждое утро надевай новую обувь — означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой.
Со следующего утра юноша делал всё, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.

+1

175

Покупатель бороды

Адыгейская притча

Как сказывают-пересказывают, один человек ходил и всё твердил:
— Если бы кто-нибудь дал мне в долг тысячу рублей, я бы вернул их через сутки.
Люди не могли понять, почему он так говорит, и удивлялись. Наконец один бай решил: «Будь что будет, дам ему тысячу рублей. Отдаст — очень хорошо, не отдаст — накажу его как-нибудь». И дал ему эти деньги.
Получив тысячу рублей, человек стал говорить:
— Куплю бороду, если кто хочет продать.
И, повторяя эти слова, он отправился искать, кто бы продал ему бороду. Долго ли, недолго ли он так ходил — подошёл к нему один человек и сказал:
— Я продам бороду.
— Хорошо, я куплю её, но с условием: я могу делать с ней всё, что захочу.
Продавец согласился.
— Тогда пойдём составим договор, — сказал покупатель. И записали в договоре, что он покупает бороду за тысячу рублей и имеет право делать с ней что захочет, а продавец бороды точно так же имеет право использовать эту тысячу рублей, как пожелает.
Зашли в дом. Продавший бороду дал покупателю бритву и сказал:
— Возьми и сбрей бороду.
Тот ответил:
— Я купил право делать что захочу с твоей бородой, а не с волосами, которые растут на твоём подбородке. Поэтому я отрежу и унесу всю твою голову.
И он взял продавца за шею, будто собирался отрезать ему голову.
— Что ты делаешь?! — вскрикнул тот и вскочил с места. — Мы же не так договаривались!
— А что же ты думал, я даром тебе тысячу рублей дал? — ответил покупатель.
— Нет, на это я не согласен, — сказал продавец и передал дело в суд.
Судья решил, что покупатель прав, так как он покупал не волосы, а бороду с той частью лица, на которой она растёт.
— Тогда я не хочу твоей тысячи рублей и возвращаю их тебе! — сказал продавец. — Не согласен продавать бороду.
— Но у нас ведь условленно, что нельзя отказываться от договора. А если ты теперь отказываешься, то должен прибавить к моей тысяче рублей ещё тысячу. Иначе я унесу твою голову, — возразил покупатель.
— Ну, раз так, что мне остаётся делать! — сказал продавец и отдал покупателю ещё тысячу рублей.
Хитрец отнёс долг баю и хотел прибавить ещё пятьсот рублей. Но бай подумал: «Раз он так хитёр, он, наверно, хочет выманить у меня ещё тысячу рублей». И не взял у него этих денег.

+1

176

Суд Джебага

Адыгейская притча

Жил некогда мудрый человек по имени Орый. Он умел находить справедливое решение по всякому делу, и люди всегда советовались с ним.
Однажды Орый услышал, как на улице мальчики спорят о чём-то. Спор был очень шумный, ребята все более горячились, но тут они увидели подходившего к ним сверстника и вдруг прекратили спор.
— Джебаг идёт к нам, он нас рассудит.
Мальчик согласился.
— Хорошо, — сказал он, — охотно разберу ваш спор. Хотите, как Орый, неправильно разберу, а хотите, справедливо разберу?
Орый услышал это и удивился. «Что же неправильного и несправедливого усмотрел он в моём разбирательстве?» — подумал он.
—Когда ребята, играя, заспорили и попросили тебя рассудить их, ты сказал им, мой мальчик: «Хотите, как Орый, неправильно разберу, хотите, справедливо разберу?» Почему ты так сказал? Когда я несправедливо судил? — спросил Орый мальчика при людях.
— Нет, я этого не говорил никогда. Где мне взять столько ума? — отказывался Джебаг.
Но люди настаивали, и он сказал им правду.
— Сознаюсь, что говорил это, и скажу, почему так говорил. Два пчеловода имели пасеку в поле. Они построили там шалаш и жили в нём. Как-то они нашли одного заблудившегося козлёнка и поделили его поровну. Они согласились, что одна половина — и головы, и туловища по всей длине, включая одну переднюю и одну заднюю ногу, — будет принадлежать одному из них, а вся вторая половина — другому. Однажды днём, когда козлёнок находился на пасеке, он споткнулся и сломал ногу. Хозяин этой половины козлёнка наложил на больную ногу деревянные накладки и обвязал её сверху тряпками. Вечером пасечники развели огонь, приготовили еду, поели и легли спать, не потушив огня. Козлёнок нечаянно прыгнул в огонь, и тряпка, в которую была завёрнута его нога, загорелась. Перепугавшийся козлёнок побежал по пасеке. На пасеке был стог соломы, солома вспыхнула от горящей тряпки, и все пчёлы ночью погибли в огне.
Утром оба пчеловода пришли к Орыю, попросили рассудить их. Орый разобрал их дело и решил так: пасека сгорела по вине того, кто обвязал поломанную ногу тряпками, поэтому хозяин этой половины козлёнка должен возместить стоимость сгоревших пчёл. Вот то несправедливое решение, которое вынес Орый.
— Что же ты видишь в этом несправедливого? — спросил Орый.
— Ты не должен был, Орый, обвинять хозяина, которому принадлежала половина со сломанной ногой. Ты должен был признать виновным хозяина другой половины, — сказал Джебаг.
— Почему?
— Орый, твой ум несравненно больше моего, и ты понимаешь, что если бы козлёнка не понесли его здоровые ноги, поломанная нога никуда бы не смогла пойти. А если так, то виноваты здоровые ноги. Поэтому я считаю твой суд несправедливым.
— Верно, мой мальчик, признаюсь, что я неправильно решил. С сегодняшнего дня передаю тебе права судьи, — сказал Орый.
Джебаг долго отказывался, говоря: «Я не могу справиться», — но народ решил, что он подходит для этого дела, и в конце концов Джебаг согласился.
Так Казаноко Джебаг стал судьёй.

+1

177


Притча про сильных женщин

Маленький мальчик спросил маму: "Почему ты плачешь?"
- "Потому что я - женщина."
- "Я не понимаю!"
Мама обняла его и сказала: - "Этого ты не поймешь никогда."
Тогда мальчик спросил y отца:
"Почему мама иногда плачет без причин?"
- "Все женщины иногда плачут без причин," всё, что смог ответить отец.
Потом мальчик вырос, стал мужчиной, но не переставал удивляться: - "Почему же женщины плачут?"
Наконец, он спросил у Бога. И Бог ответил:
- "Задумав женщину, Я хотел, чтобы она была совершенной.
Я дал ей плечи такие сильные, чтобы держать весь мир, и такие нежные, чтобы поддерживать дeтскую головку.
Я дал ей дух настолько сильный, чтобы вынести роды и другую боль.
Я дал ей волю, настолько сильную, что она идёт вперёд, когда другие падают, и она заботится о павших, и больных, и усталых, не жалуясь.
Я дал ей доброту любить детей при любых обстоятельствах, даже если они обижают её.
Я дал ей силу поддерживать мужа, несмотря на все его недостатки.
Я сделал её из его ребра, чтобы она защищала его сердце.
Я дал ей мудрость понять, что хороший муж никогда нe причиняет жене боль намеренно, но иногда испытывает её силу и решимость стать рядом с ним, без колебаний.
И наконец, Я дал ей слёзы. И право проливать их где и когда необходимо.
И тебе, сын Мой, надо понять, что красота женщины не в её одежде, причёске или маникюре.
Её красота в глазах, которые открывают дверь к её сердцу - тому месту, где обитает любовь.

+2

178

Про сильную Ворону

   Одна ворона глядя на то как на юг собирается стая гусей. Решила лететь с ними.
   Вожак стаи, узнав про это, строго смотря на Ворону сказал:
   - Ворона, ты же птица неперелётная! Как ты собираешься лететь?
   На что получил ответ:
   - Отстань! Я большая! Я сильная! Я всё смогу! Я всё сумею!
   - Ну будь по-твоему, полетим-посмотрим!
   Утром стая полетела на юг, а вместе с гусями полетела и наша героиня. Когда пришло время останавливаться на ночлег, угадайте, кого не было дольше всех?!.... Да, вы абсолютно правы! Её не было час, другой, третий... Наконец, когда солнце уже почти село, возле стаи приземлилась уставшая, голодная, взъерошенная Ворона.
   Вожак снова подошёл к ней и сказал:
   - Ворона, подумай! Ты птица не перелётная, а нам через море лететь 3 дня без остановки. Не долетишь ведь!
   - Отстань! Я большая! Я сильная! Я всё смогу! Я всё сумею!
   Утром стая вновь встала на крыло и продолжила путь.
   Через 3 дня после того как стая окончила свой перелёт за морем, на горизонте появилась маленькая точка. Да! Это была та самая Ворона!
   У неё был жуткий вид! Мокрая, язык на плече, половины перьев нет, от хвоста осталось лишь перо! Ворона шлёпнулась возле стаи не в силах перевести дыхание и вымолвить хоть слово.
   Гуси собрались возле неё и вожак сказал:
   -Да, ворона! Ты действительно, Большая! Ты Сильная!!!
   - Отстань! Я большая! Я сильная! Но какая же я всё таки Д-У-У-У-Р-А!!!

+1

179

Любовь и Сумасшествие

Однажды собрались в одном уголке земли вместе все человеческие чувства и качества.
Когда СКУКА зевнула уже в третий раз, СУМАСШЕСТВИЕ предложило:
- А давайте играть в прятки!
ИНТРИГА приподняла бровь:
- Прятки? Что это за игра??
И СУМАСШЕСТВИЕ объяснило, что один из них, например, оно, водит - закрывает глаза и считает до миллиона, в то время как остальные прячутся. Тот, кто будет найден последним, станет водить в следующий раз и так далее.
ЭНТУЗИАЗМ затанцевал с ЭЙФОРИЕЙ, РАДОСТЬ так прыгала, что убедила СОМНЕНИЕ, вот только АПАТИЯ, которую никогда ничего не интересовало, отказалась участвовать в игре. ПРАВДА предпочла не прятаться, потому что, в конце концов, ее всегда находят. ГОРДОСТЬ сказала, что это совершенно дурацкая игра (ее ничего кроме себя самой не волновало). А ТРУСОСТИ очень не хотелось рисковать.
- Раз, два, три…- начало счет СУМАСШЕСТВИЕ.
Первой спряталась ЛЕНЬ, она укрылась за ближайшим камнем на дороге, ВЕРА поднялась на небеса, а ЗАВИСТЬ спряталась в тени ТРИУМФА, который собственными силами умудрился взобраться на верхушку самого высокого дерева.
БЛАГОРОДСТВО очень долго не могло спрятаться, так как каждое место, которое оно находило, казалось идеальным для его друзей:
Кристально чистое озеро - для КРАСОТЫ.
Расщелина дерева - так, это для СТРАХА.
Крыло бабочки - для СЛАДОСТРАСТИЯ.
Дуновение ветерка - ведь это для СВОБОДЫ!
И оно замаскировалось в лучике солнца.
ЭГОИЗМ, напротив, нашел только для себя теплое и уютное местечко.
ЛОЖЬ спряталась на глубине океана (на самом деле она укрылась в радуге), а СТРАСТЬ и ЖЕЛАНИЕ затаились в жерле вулкана. ЗАБЫВЧИВОСТЬ, даже не помню, где она спряталась, да это и не важно.
Когда СУМАСШЕСТВИЕ досчитало до 999999, ЛЮБОВЬ все еще искала, где бы ей спрятаться, но все уже было занято. Но вдруг она увидела дивный розовый куст и решила укрыться среди его цветов.
- Миллион, - сосчитало СУМАСШЕСТВИЕ и принялось искать.
Первой оно, конечно же, нашло ЛЕНЬ. Потом услышало, как ВЕРА спорит с Богом, а о СТРАСТИ и ЖЕЛАНИИ оно узнало по тому, как дрожит вулкан.
Затем СУМАСШЕСТВИЕ увидело ЗАВИСТЬ и догадалось, где прячется ТРИУМФ.
ЭГОИЗМ и искать было не нужно, потому что местом, где он прятался, оказался улей пчел, которые решили выгнать непрошеного гостя. В поисках СУМАСШЕСТВИЕ подошло напиться к ручью и увидело КРАСОТУ. СОМНЕНИЕ сидело у забора, решая, с какой же стороны ему спрятаться. Итак, все были найдены: ТАЛАНТ - в свежей и сочной траве, ПЕЧАЛЬ - в темной пещере, ЛОЖЬ - в радуге (если честно, то она пряталась на дне океана).
Вот только ЛЮБОВЬ найти не могли...
СУМАСШЕСТВИЕ искало за каждым деревом, в каждом ручейке, на вершине каждой горы и, наконец, он решило посмотреть в розовых кустах, и когда раздвигало ветки, услышало крик. Острые шипы роз поранили ЛЮБВИ глаза.
СУМАСШЕСТВИЕ не знало, что и делать, принялось извиняться, плакало, молило, просило прощения и в искупление своей вины пообещало ЛЮБВИ стать ее поводырем.
И вот с тех пор, когда впервые на земле играли в прятки, ЛЮБОВЬ слепа и СУМАСШЕСТВИЕ водит её за руку...

+1

180

Разные планеты

Давным-давно на планете Марс жили мужчины. Их цивилизация была высокоразвитой. Они были трудолюбивы, честны и справедливы. Целый день они работали, а вечерами уединялись в своих пещерах. Иногда так бывало, что кому-то из них становилось плохо, и он надолго уходил в свою пещеру. И никому и в голову не могло прийти войти туда и побеспокоить его, потому что все знали – пройдет время, и все наладится само собой. Тогда он выйдет из пещеры и снова примется за повседневные дела. Так жили мужчины на планете Марс, и им нравилась такая жизнь.
В миллионах километров от Марса была планета под названием Венера, и населяли эту планету женщины. Они жили дружно и спокойно. Вечерами собирались вместе и пели протяжные песни на венерианском языке. Иногда так случалось, что кому-то из женщин становилось плохо. И тогда другие приходили к ней, они сидели вмести, разговаривали, пели, и через некоторое время ей становилось легче. Так жили женщины на планете Венера, и им нравилась такая жизнь.
Однажды цивилизация Марса достигла таких высот, что смогла построить звездолет, и часть мужчин отправились на нем в космос. Через какое то время одна из звезд превратилась сначала в пятно, потом шарик, и, наконец, в планету. Это была Венера. Мужчины поняли, что планета заселена разумными существами, и попытались установить контакт. Женщины сразу понравились мужчинам, очень понравились. Женщины отнеслись к незваным гостям настороженно, они не сразу им понравились женщинам. Но прошло какое-то время и все наладилось.
Оказалось, что двум цивилизациям есть, чем поделиться друг с другом. Часть мужчин осталось на Венере, а часть женщин полетело на Марс. Мужчины вырыли на Венере свои пещеры и стали жить там, а когда кому-то из них становилось плохо, он уединялся там. Это показалось женщинам очень странным, но они понимали, что они представители разных планет, а на каждой планете свои обычаи и законы и надо их принимать и уважать. Мужчинам тоже много чего было непонятно у женщин, многое казалось странным и неправильным. Но они знали, что у жителей разных планет свои законы и если ты не можешь их понять, надо просто принимать их. Обладая такими знаниями, они жили мирно и хорошо.
И вот однажды, решили они построить большой звездолет и отправиться в космос. К экспедиции долго готовились, на борту звездолета было много мужчин и женщин. Но когда они отказались в космосе, как это часто бывает, когда мужчина и женщина остается вместе, они потерялись. Проблуждав некоторое время, они наткнулись на планету, ранее им неизвестную. Они решили сесть на нее и исследовать.
Это был поистине рай. Никакого сравнения с холодным Марсом или жаркой Венерой. Здесь была ярко-зеленая зелень, голубое небо и удивительный океан. Реки были полны рыбы, леса – птиц и животных. Они никогда бы и не подумали, что в мире существует такое чудо. Планета настолько им понравилась, что они решили остаться здесь. А через некоторое время все мужчины с Марса и все женщины с Венеры переселились на эту планету, которую они решили назвать Земля.
Долгое время они жили здесь счастливо и мирно, как и раньше. Но проходили годы сменялись поколения, и люди стали забывать, что они – представители разных планет. Мужчины не понимали женщин, а женщины не понимали мужчин. Они пытались переделать друг друга, они ссорились. Гармония и мир покинули землю, начались войны, горели города, началась эпоха хаоса.
Так и продолжается до сих пор, хотя всего-то нужно вспомнить, что мы жители разных планет, живущим по своим законам. А законы другой планеты нужно принимать и уважать.

притчи

+1